"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 20

Статья: Учетная политика для бухгалтерского учета в государственном (муниципальном) бюджетном учреждении (Парасоцкая Н.Н.) ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 20) {КонсультантПлюс}

Что же такое учетная политика? Учетная политика учреждения - это совокупность выбранных учреждением способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

  • методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов;
  • приемы организации документооборота, инвентаризации;
  • способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя и формируется на год. В течение этого периода при необходимости отдельными приказами могут вноситься изменения.

Актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику в учреждении, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что четкой формы и структуры учетной политики для бухгалтерского учета в государственных учреждениях ни в одном нормативно-правовом документе не определено. Таким образом, это может быть произвольная форма в виде текста или таблицы.

Конечно, учетная политика не должна полностью копировать пункты инструкций, а только дополнять их. В учетной политике необходимо перечислить все действующие нормативно-правовые документы, которыми руководствуется государственное учреждение при ведении бухгалтерского учета. При изменении в течение года указанных нормативно-правовых документов необходимо также просматривать учетную политику на предмет соответствия требованиям новых редакций документов и при необходимости вносить в нее изменения.

Какую же выбрать структуру учетной политики для бухгалтерского учета? Для начала в учетной политике прописывается общая информация об учреждении и принципах бухгалтерского учета. Необходимо подробно описать направления деятельности учреждения в соответствии с его уставом, так как на основании указанных направлений деятельности будет организована аналитика бухгалтерского учета по кодам финансового обеспечения и прочим уровням детализации.

Разделы учетной политики можно организовать в соответствии с Единым планом счетов, который состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию для составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Рассмотрим отдельные разделы учета, например учет денежных средств. Какие же особенности бухгалтерского учета денежных средств следует описать в учетной политике?

Денежные средства являются тонким местом для злоупотреблений как со стороны сотрудников организации, так и сторонних лиц. Поэтому детальный и оперативный учет движения денежных средств с максимальным уровнем детализации крайне необходим. Требования по оперативности к учету денежных средств выше, чем к другим видам учета. При внедрении учета (или его модификации) необходимо также установить жесткие правила документооборота первичных подтверждающих документов для возможности контроля правильности вводимых данных.

Сам факт необходимости учета движения денежных средств, будь то на бумаге, в электронных таблицах или любым иным способом, не требует доказательства. Основной вопрос состоит в возможности сделать этот вид учета достаточно прозрачным и связанным с учетом всех других аспектов деятельности учреждения. Неэффективность учета денежных средств отдельно от других активов проявляется в первую очередь в невозможности установления достаточной степени контроля как за приходом, так и за расходом денег. Наибольшее количество злоупотреблений возникает в ситуациях, когда невозможно документально подтвердить расход или приход средств.

Для опытных бухгалтеров не будет новостью тот факт, что очень часто даже при хороших показателях прибыли учреждения за определенный период эта прибыль никак не отражается в кассе.

Прибыль может быть выражена в увеличении товарных запасов, уменьшении кредиторской задолженности, а также десятках других возможных вариантов. Учет движения денежных средств позволяет ответить на вопрос: куда ушли деньги.

Оперативный и детальный учет денежных средств также исключительно важен для составления бюджетов и прогнозов деятельности учреждения. Именно по наличию остатков денежных средств и статистике их движения может быть предоставлена информация о возможности и сроках погашения учреждением кредиторской задолженности, прогнозах объемов распределения прибыли от предпринимательской деятельности и т.д.

Именно учетная политика и подробное описание учета денежных средств является одним из элементов контроля за данным видом учета. В учетной политике следует подробно описать все источники средств учреждения, указать учредителя, что доходы поступают в самостоятельное распоряжение на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и государственного задания и что средства поступают по графику, указанному в соглашении между учредителем и учреждением.

Кроме того, в учетной политике указывается, что учреждением открыт лицевой счет в органе казначейства для расчетов в рамках в том числе и приносящей доход деятельности. Далее следует перечислить все виды приносящей доход деятельности в соответствии с уставом и разрешением учредителя.

В соответствии с п. 4 Приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н) бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции N 157н по применению Единого плана счетов при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в Инструкции N 174н корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством РФ, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия распорядителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 174н.

Если у учреждения есть расчеты в иностранной валюте, открыт валютный счет в кредитной организации, наличие такого учета также необходимо отразить в учетной политике. Учет движения денежных средств в иностранной валюте осуществляется в соответствии с п. п. 177 - 180 Инструкции N 157н и п. п. 81 - 82 Инструкции N 174н. Записи в бюджетном учете по операциям в иностранной валюте производятся в валюте РФ в суммах, определенных путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции и на отчетную дату.

Важно отметить, что при формировании квартальной и годовой отчетности учреждение будет формировать в соответствии с Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" отчетность об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737), различную для учредителя и органа Федерального казначейства, который должен ее утвердить. Это связано с тем, что в органе Федерального казначейства нет данных по движениям денежных средств учреждения на банковских счетах.

Важным разделом Единого плана счетов является разд. 5 с внебалансовыми счетами по санкционированию. Ведение их является обязательным требованием Инструкции N 174н, но в ней не оговорены ни первичные документы, ни сроки отражения проводок по этому разделу. Хотя понятно, что если учреждение ведет учет по методу начисления, то и бухгалтерские проводки записываются в учете по мере поступления первичных документов. Поэтому рекомендуется этот учет также описать в учетной политике.

Н.Н.Парасоцкая

К. э. н., доцент
кафедры бухгалтерского учета
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации