"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 2

Статья: Необходимо ли корректировать учетную политику казенного учреждения для целей бухгалтерского учета на 2013 год? (Мишанина М.) ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 2) {КонсультантПлюс}

Новый Закон о бухгалтерском учете

Закон N 402-ФЗ был принят еще в 2011 г., но применять на практике его основные положения можно только в наступившем 2013 г.

Следует отметить, что в новом Законе дано определение учетной политики: согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Учреждения должны самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Если в отношении конкретного объекта федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывают сами учреждения исходя из требований, установленных законодательством РФ. Из нового Закона исключен список обязательных разделов учетной политики, таких как рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, правила документооборота и т.д. Однако, аналогичные разделы содержатся в Инструкции N 157н, на основании которой казенные учреждения составляют учетную политику.

Порядок изменения учетной политики в целом остался прежним, но имеются некоторые дополнения. Она, как и прежде, должна применяться последовательно из года в год. Учетную политику изменяют с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Напомним, формулировка "если иное не обусловливается причиной такого изменения" в Законе N 129-ФЗ отсутствовала, поправки можно было вносить только с начала отчетного года.

В течение года учетная политика может корректироваться в следующих случаях:

  • при изменении законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности.

В соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ перечень объектов бухгалтерского учета дополнен и исправлен, теперь в его состав включаются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Новый Закон не рассматривает способы оценки имущества и обязательств. В нем лишь указано следующее:

  • объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению;
  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ;
  • если иное не установлено законодательством РФ, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ст. 12 Закона N 402-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона N 402-ФЗ за организацию бухгалтерского учета в учреждении и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель учреждения. Он же принимает решение, кем должен вестись учет - силами бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, иным должностным лицом учреждения или специалистами, привлекаемыми на договорных началах. Отсюда следует, что руководитель учреждения не вправе возлагать на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета.

Казенные учреждения не указаны в числе организаций, на которые распространяются требования к главному бухгалтеру, но такие требования могут быть установлены подзаконными актами (приказами Минфина или ведомственными и отраслевыми распорядительными документами).

В случае возникновения при ведении бухгалтерского учета разногласий между руководителем и главным бухгалтером, иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании бухгалтерских услуг, последнее слово остается за руководителем:

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) указанными лицами по письменному распоряжению руководителя учреждения, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) указанными лицами по письменному распоряжению руководителя учреждения, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения учреждения на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждаются руководителем, однако это не касается организаций государственного сектора. Напомним, что формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно на основании Приказа Минфина России N 173н. Что касается хозяйственных операций, для которых не предусмотрены унифицированные формы документов, то учреждение должно самостоятельно разрабатывать и утверждать их у руководителя в составе учетной политики. Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В соответствии с новым Законом первичные учетные документы могут составляться не только на бумажных носителях, но и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В первичном учетном документе возможны исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Следует отметить, что согласно п. 10 Инструкции N 157н исправления в документах по операциям с наличными и безналичными денежными средствами не допускаются. Иные первичные учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету при согласовании с лицами, составившими и подписавшими эти документы, согласование должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, обязательными реквизитами которых являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ):

  • наименование регистра;
  • наименование учреждения, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Для казенных учреждений регистры бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина России N 173н.

Перечень случаев, при которых проведение инвентаризации является обязательным, исключен из текста Закона N 402-ФЗ, равно как информация об учете излишков и недостач при проведении инвентаризации. Теперь в Законе говорится, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Казенные учреждения при проведении инвентаризации должны руководствоваться Методическими указаниями N 49.

Состав бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора определяется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а конкретно для казенных учреждений - в соответствии с Приказом N 191н.

В Законе о бухгалтерском учете появилась новая статья - "Внутренний контроль". Укажем, что казенные учреждения и ранее обеспечивали внутренний финансовый контроль. Такой порядок был обязательным и закреплялся в учетной политике учреждения на основании Инструкции N 157н.

Изменения в Инструкции N 157н

Внесение изменений в Инструкцию N 157н обусловлено прежде всего принятием Закона N 402-ФЗ. В результате редактирования термин "хозяйствующий" исправлен на "экономический", "хозяйственные операции" - на "факты хозяйственной жизни".

Сделаны поправки в реквизитах первичных учетных документов, которые аналогичны указанным в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, за исключением одного момента. Согласно Инструкции N 157н в состав обязательных реквизитов первичного документа должна входить информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Из сказанного следует, что первичные документы, которые разработаны и утверждены в прошлом году самим казенным учреждением, являются недействительными, поэтому их необходимо доработать исходя из новых требований Инструкции N 157н.

Введены дополнения, касающиеся изъятых первичных документов, а именно: в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета (п. 10 Инструкции N 157н).

Скорректированы наименования некоторых балансовых и забалансовых счетов:

  • 0 108 53 000 "Драгоценные металлы и драгоценные камни";
  • 0 401 00 000 "Финансовый результат экономического субъекта";
  • 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов";
  • 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры";
  • 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".

Добавлены новые счета, касающиеся расчетов по авансам на приобретение ценных бумаг, акций (иных форм участия в капитале):

  • 0 206 70 000 "Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений";
  • 0 206 72 000 "Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций";
  • 0 206 73 000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале";
  • 0 206 75 000 "Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов".

Данные изменения необходимо зафиксировать в учетной политике учреждения, привести в соответствие с Инструкцией N 157н рабочий план счетов.

Согласно дополнениям, внесенным в п. 27 Инструкции N 157н, фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, по которому выполнена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Пунктом 64 Инструкции N 157н установлено, что датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект согласно законодательству РФ.

В силу новой редакции п. 77 Инструкции N 157н операции, связанные с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, отражаются в учете учреждения не на балансовых счетах учета непроизведенных активов, а на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". На забалансовом счете 01 согласно п. 333 Инструкции N 157н теперь будут числиться земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости, а также полученное недвижимое имущество в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету недвижимого имущества).

Изменения в Инструкции N 162н

Важным изменением в Инструкции N 162н, касающимся казенных учреждений, является то, что в 18-м разряде номера счета бюджетного учета применяются только коды вида финансового обеспечения (деятельности): 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность), и 3 - средства во временном распоряжении. Код вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность - теперь не может использоваться казенными учреждениями, поэтому из текста исключена формулировка "приносящая доход деятельность". Большинство казенных учреждений уже в 2012 г. не применяли код вида деятельности 2. На основании ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" средства, полученные от приносящей доход деятельности, зачислялись в доход соответствующего бюджета. Код вида деятельности 2 применяли только те учреждения, которые могли использовать полученные ими средства от приносящей доход деятельности на обеспечение своей деятельности в силу документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, но только до конца переходного периода, установленного до 01.07.2012.

В новую редакцию Инструкции N 162н введен разд. 6 "Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями".

Что касается счетов бухгалтерского учета, то добавлены новые, исключены и скорректированы прежде действовавшие, а также приведена корреспонденция счетов по отражению различных операций.

М.Мишанина
Редактор журнала
"Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"