"Руководитель автономного учреждения", 2012, N 11

Статья: Отдельные практические аспекты формирования плана закупки в автономном учреждении (Чагин К.Г.) ("Руководитель автономного учреждения", 2012, N 11) {КонсультантПлюс}

Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг)

Сведения о каких закупках необходимо вносить в план? Начнем от обратного. Автономное учреждение вправе не отражать в нем сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Также АУ имеет право не включать в план сведения о закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год превысила 5 млрд руб. Кроме того, в плане закупки не отражаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, а также информация о закупке, сведения о которой не составляют государственную тайну, но по которой Правительство РФ приняло решение не размещать сведения на официальном сайте. Информация обо всех других закупках автономного учреждения подлежит внесению в план. Однако здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, с учетом того что план закупки составляется на год (например, если АУ утверждает этот документ 1 октября 2012 г., в нем должна содержаться информация о планируемых закупках учреждения на период до 30 сентября 2013 г. включительно), возможна такая ситуация. При планировании закупки учреждение рассчитывает ее стоимость в диапазоне не более 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб.) и не включает сведения о ней в план. Но когда приходит время закупки, обнаруживается, что по тем или иным причинам (инфляция и др.) осуществить ее можно только на сумму, превышающую 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб.). В этом случае может потребоваться внести в план закупки соответствующие дополнения, хотя они по сути являются корректировкой плана. А среди причин, по которым разрешено осуществлять данную корректировку, вышеуказанная причина не фигурирует (см. ниже раздел о корректировке плана закупок). Однако среди оснований для корректировки названы иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика (пп. "в" п. 8 Правил N 932 Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг). Поэтому, если в положении о закупке такая ситуация предусматривается, соответствующее дополнение к плану закупок становится обязательным.

Во-вторых, хотя государственные или муниципальные автономные учреждения с оборотами в несколько миллиардов рублей встречаются нечасто, требует особого рассмотрения вопрос о том, что в данном случае считать выручкой учреждения. В частности, нужно понимать, считать ли выручкой только денежные средства, поступающие в учреждение, или относить сюда же и государственное или муниципальное имущество, которое учредитель тем или иным образом передает АУ.

В-третьих, на конец октября 2012 г., когда готовилась настоящая статья, Правительство РФ приняло только одно решение о конкретных закупках (перечне закупок), сведения о которых не составляют государственную тайну, но в силу ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению на официальном сайте.

В соответствии с какими документами и на основании какой информации должен формироваться план закупки? Согласно п. 5 Правил N 932 план закупки составляется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Отметим, что к локальным документам заказчика могут быть отнесены, например, распорядительные документы руководителя автономного учреждения о подготовке плана, определении сроков его подготовки и ответственных за его подготовку должностных лиц. Соответствие плана закупки положению о закупке должно в числе прочего заключаться в том, чтобы содержание этих двух документов не противоречило друг другу. Например, если для приобретения консультационных услуг положением о закупке предусмотрен такой способ, как конкурс, то и в плане по данной закупке должен указываться именно этот способ.

План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы, на основании программ, определяющих деятельность заказчика:

  • производственной программы (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтной программы (плана ремонтов);
  • инвестиционной программы (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иных программ.

Перечисленные программы вряд ли имеют отношение к большинству автономных учреждений - за исключением инвестиционных программ, поскольку автономные учреждения могут получать бюджетные инвестиции в виде субсидий, предоставляемых на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания (абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 и ч. 5 ст. 79 БК РФ). Также АУ может получать субсидии как на выполнение государственного или муниципального задания, так и на цели, не связанные с его выполнением, и, соответственно, осуществлять на средства данных субсидий закупки в рамках каких-либо "иных" целевых или ведомственных программ.

Какой должна быть хронологическая структура плана закупок? Данный план должен иметь помесячную или поквартальную разбивку (п. 7 Правил N 932). Иными словами, планирующиеся закупки должны группироваться по месяцам или кварталам - например, в октябре автономное учреждение намеревается осуществить одну группу закупок, в ноябре - следующую группу и т.д. Для самого учреждения, конечно, удобнее использовать при составлении плана более широкую поквартальную разбивку, поскольку в условиях слабой предсказуемости четких сроков появления у учреждения средств на ту или иную закупку при месячной разбивке может возникнуть необходимость постоянно вносить в план изменения, касающиеся сроков закупки. Однако следует отметить, что утвержденная табличная форма плана не позволяет реализовывать поквартальную разбивку, поскольку требует указания конкретного месяца осуществления закупки.

При каких обстоятельствах и в какие сроки необходимо вносить коррективы в план закупки? Его корректировка может осуществляться в следующих случаях, определенных в п. 8 Правил N 932:

1) изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в том числе сроки их приобретения, способ осуществления закупки и срок исполнения договора. Иными словами, корректировать план закупок необходимо, когда появилась потребность в новых товарах (работах, услугах), исчезла потребность в уже заложенных в план, изменились объемы потребности, сроки приобретения, необходимые сроки поставки и т.д.;

2) более чем на 10% изменилась стоимость планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), что было выявлено в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего стало невозможным осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки. А если изменение стоимости составляет менее 10%, новую стоимость автономное учреждение должно обозначить лишь в извещении и документации о конкретной закупке, а цифры в плане закупки могут оставаться прежними;

3) иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика. Например, таким случаем может оказаться внесение дополнений в план из-за того, что стоимость некоей закупки стала превышать 100 тыс. руб., следовательно, ее нужно отразить в плане. Отметим, что такие случаи должны быть определены положением о закупке - если в положении они не указаны, то оснований для корректировок плана не имеется.

Если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки этих товаров (работ, услуг) осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения и документации о закупке или вносимых в них изменений. То есть изменения в плане закупки, размещенном на официальном сайте, должны появляться по крайней мере одновременно с размещением на этом же сайте извещения о проведении конкурса или аукциона на данные товары (работы, услуги) в соответствии с измененными параметрами.

В какие сроки готовить план закупок? Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки автономное учреждение определяет самостоятельно с учетом установленных требований (п. 10 Правил N 932). Указанные сроки и порядок, в том числе лица, ответственные за эту подготовку, могут быть определены отдельным распорядительным документом руководителя АУ. Проект плана закупки имеет смысл готовить после появления в автономном учреждении проекта государственного или муниципального задания и проекта плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (период), поскольку эти документы являются содержательным основанием для определения того, какие товары (работы, услуги) могут понадобиться учреждению и в каком объеме, а также какие средства АУ сможет потратить на их приобретение. Утверждать план закупок имеет смысл уже после утверждения вышеперечисленных документов.

Требования к форме плана закупки

В рассматриваемом нормативном правовом акте приводится конкретная табличная форма плана закупки товаров (работ, услуг), которую заказчик согласно п. 1 Требований N 932 должен заполнить следующими сведениями:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты заказчика, его ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), КПП (код постановки на налоговый учет) и код ОКАТО (Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления);

2) порядковый номер планируемой закупки, который формируется последовательно с начала года. В документе не говорится, какой период имеется в виду - календарный год или год с момента, когда был утвержден план. Однако, по всей видимости, во втором случае нумерацию закупок следует вести с момента утверждения плана;

3) предмет планируемого договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с ОКВЭД (Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов, а также ОКДП (Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, видов продукции и услуг. Например, такой предмет договора, как закупка услуг сотовой связи, будет соответствовать в ОКВЭД позиции "Деятельность в области телефонной связи" с кодом 64.20.11, а в ОКДП - позиции "Услуги технических средств радиовещания, радиосвязи, телевидения и спутниковой связи" с кодом 6420050. Отметим, что в существующих планах закупки заказчики иногда ошибочно указывают в этой позиции код не той деятельности, к которой относятся приобретаемые товары (работы, услуги), а своей деятельности, которую намереваются осуществлять с использованием покупаемых товаров (работ, услуг). Например, лечебные учреждения, планируя приобретать услуги связи, неверно указывают по ним код ОКВЭД 85.11.1 "Деятельность больничных учреждений";

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренные планируемым договором, включая функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать его (при необходимости). Заполнение этой позиции может вызвать определенные сложности в части содержательного разделения данного пункта и пункта о предмете договора. Например, в качестве минимально необходимых требований по такому предмету договора, как дератизация, указывают "обеспечение отсутствия грызунов", а по предмету договора "чистка ковриков" - "обеспечение чистыми ковриками", что по сути является одним и тем же. Более удачный вариант - когда по предмету договора "техническое обслуживание лифтов" в виде минимально необходимых требований указывают "обеспечение безаварийной и бесперебойной работы лифтов в учреждении";

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и их код по ОКЕИ (Общероссийскому классификатору единиц измерения). Здесь также могут возникнуть некоторые трудности с определением единиц, которыми можно измерять не товары, а работы или услуги, например те же приобретаемые услуги связи. Чтобы избежать абсурда (например, бывает, что услуги связи измеряются в таких единицах, как "услуги", а приобретать планируется "три услуги"), рекомендуется все-таки использовать единицы, более подходящие приобретаемой услуге, но не включенные в ОКЕИ. В частности, в отношении услуг сотовой связи можно попробовать использовать единицу "абонент";

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении. Данные сведения должны приводиться с учетом единиц измерения товаров (работ, услуг), указанных в предыдущем пункте;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки. Здесь необходимо ориентироваться на те правила выбора способа, которые установлены в положении о закупке;

12) закупка в электронной форме ("да" - если применяется, "нет" - если не применяется).

При формировании плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств существуют определенные особенности заполнения рассматриваемой формы. В этих случаях не нужно заполнять позиции, касающиеся единиц измерения, количества (объема), региона поставки, начальной (максимальной) цены договора, способа закупки. При этом на первый - четвертый год плана (после текущего календарного года) указание предмета договора и кода закупки в соответствии с ОКВЭД является рекомендуемым, а на пятый - седьмой годы в соответствующей позиции должен указываться только предмет договора. Кроме того, планируемый срок размещения извещения о закупке и планируемый срок исполнения договора указываются в формате "год", то есть можно указывать только год, в течение которого планируется разместить извещение о закупке или исполнить договор.

Примечательно и то, что, если период исполнения договора превышает срок, на который утверждается план закупки (то есть речь идет о долгосрочном договоре), в план закупки включаются сведения по этой закупке на весь период ее осуществления до момента исполнения договора (п. 3 Требований N 932).

Наконец, следует помнить, что заказчик составляет план закупок в виде единого документа в электронном формате, который может обеспечить возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра. Иными словами, план должен оформляться не в виде отсканированного изображения в графическом файле, а (оптимально) в виде документа в формате Microsoft Word или аналогичном.

К.Г.Чагин
Руководитель
проектов сектора
"Социальная политика
и общественные коммуникации"
Института экономики города