Консультация эксперта, 2013. КонсультантПлюс

Вопрос: Необходимо ли для включения организации - исполнителя государственного контракта в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением организацией условий контракта и, как следствие, расторжением с ней контракта соответствующее решение суда, подтверждающее наличие факта существенного нарушения условий? (Консультация эксперта, 2013) {КонсультантПлюс}

Ответ: Для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подтверждение решением суда факта существенного нарушения условий контракта.

С 01.01.2014 наличие соответствующего решения суда не является обязательным требованием для включения организации - исполнителя государственного контракта в реестр недобросовестных поставщиков, так как появляется возможность занести в реестр исполнителя в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий этого контракта.

Обоснование: В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

На основании ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ, п. 9 гл. II Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292, в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта заказчик в течение 3 дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган сведения об указанном поставщике (исполнителе, подрядчике), а также копию соглашения о расторжении контракта или копию решения суда о расторжении контракта.

Уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления (ч. 7 ст. 19 Закона N 94-ФЗ).

Из Письма Минэкономразвития России от 26.08.2011 N ОГ-Д05-1113 следует: положениями Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что факт нарушения условий контракта должен быть подтвержден непосредственно решением суда. При этом ч. 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что для занесения сведений необходима копия решения суда о расторжении контракта. Таким образом, суд выступает арбитром в рассмотрении дел, связанных с неисполнением контрактов. Следует отметить, что указанная норма введена в Закон N 94-ФЗ поправками, принятыми в 2007 г. (Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). До внесения поправок заказчик мог самостоятельно определять случаи неисполнения участником размещения заказа условий контракта, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчика. Таким образом, практика применения указанных норм привела к необходимости уточнения положений Закона N 94-ФЗ в части введения нормы об обязательном рассмотрении дел в судебном порядке при неисполнении контракта с целью занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Напоминаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В рассматриваемом случае для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подтверждение решением суда факта существенного нарушения условий контракта (ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ). Заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные п. п. 1 - 4 ч. 3 ст. 19 Закона N 94-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта.

П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"