Консультация эксперта, 2013. КонсультантПлюс

Вопрос: Вправе ли конкурсная комиссия допустить до участия в открытом конкурсе на право заключения контракта на поставку товаров для муниципальных нужд организацию, в случае если у нее имеется задолженность по налогам, сборам, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, но на эту сумму задолженности организации налоговый орган предоставил отсрочку? (Консультация эксперта, 2013) {КонсультантПлюс}

Ответ: Конкурсная комиссия в рассматриваемом случае не вправе допустить организацию до участия в открытом конкурсе, так как отсрочка по уплате налога не свидетельствует об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, в результате чего организация не соответствует требованиям к участникам размещения заказа, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Однако обращаем внимание на то, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014. С указанной даты в соответствии с новыми правилами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрены исключения для случаев наличия у участников закупки указанной в вопросе задолженности по уплате налогов и сборов, в частности, при наличии отсрочки по уплате налога. Следовательно, конкурсная комиссия с указанной даты будет обязана допустить подобную организацию к участию в конкурсе при ее соответствии в том числе иным требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ.

Обоснование:В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ.

Из п. 1 ст. 64 НК РФ следует, что отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий один год, с единовременной уплатой суммы задолженности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об отсутствии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что исключения из этого правила, в том числе в случае предоставления организации отсрочки по уплате налога, законодательством не предусмотрены. Следовательно, конкурсная комиссия в рассматриваемом случае не вправе допустить организацию до участия в открытом конкурсе.

Напоминаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлена отсрочка в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.

Следовательно, с 01.01.2014 законодательством РФ предусмотрены исключения для случаев наличия у участников закупки указанной в вопросе задолженности по уплате налогов и сборов, в частности при наличии отсрочки по уплате налога. Это означает, что конкурсная комиссия с указанной даты будет обязана допустить подобную организацию к участию в конкурсе при ее соответствии в том числе иным требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, конкурсная комиссия в рассматриваемом случае при размещении заказа в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ не вправе допустить организацию до участия в открытом конкурсе, так как отсрочка по уплате налога не свидетельствует об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"