Применение закона о Госзакупках при заключении договора аренды

{Вопрос: Бюджетное учреждение планирует заключить договор аренды транспортного средства без экипажа. Разъясните: распространяется ли действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) на такие отношения? ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5) {КонсультантПлюс}}

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 94-ФЗ указанный нормативный акт регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказов), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под работами и услугами понимаются совершенные одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действия или деятельность. При этом услуга - любая деятельность, результаты которой не имеют материального выражения.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что данный нормативный акт применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, когда такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также с которыми РФ заключила международные договоры.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Статьей 5 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Согласно положениям ГК РФ договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, которая обособлена от группы договоров возмездного оказания услуг.

В силу ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет бюджетному учреждению транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Предметом договора возмездного оказания услуг согласно ст. 779 ГК РФ является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг. В обязательствах по оказанию услуг результат деятельности исполнителя носит нематериальный характер, не имеет вещественного содержания. Само оказание услуг создает желаемый результат исполнения договора. Блага, предоставляемые исполнителем заказчику на основании договора возмездного оказания услуг, представляют собой непосредственно деятельность или действия, а не вещи.

При этом нематериальная услуга неотделима от личности исполнителя, так как потребляется заказчиком в процессе ее оказания, то есть деятельности исполнителя.

Установленное гражданским законодательством регулирование отношений в рамках договора аренды и договора возмездного оказания услуг существенно различается. Арендные отношения включают вещно-правовые элементы - право следования, вещно-правовые способы защиты. Установлен специальный порядок прекращения договора аренды, заключенного на неопределенный срок, а также специальные основания для досрочного расторжения договоров аренды.

Следовательно, договор аренды нельзя отнести ни к договорам, направленным на отчуждение товара (поставку), ни к договорам, направленным на выполнение работ или оказание услуг.

Договор аренды транспортного средства без экипажа относится к группе договоров, предусматривающих передачу имущества, и обособлен от группы договоров возмездного оказания услуг.

Таким образом, договор аренды транспортного средства без экипажа нельзя отнести ни к договорам, направленным на отчуждение товара (поставку), ни к договорам, направленным на выполнение работ или оказание услуг. Данный вывод подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04.

Необходимо учитывать, что имеющаяся в настоящее время судебная практика является довольно скудной, однако суды при рассмотрении данного вопроса однозначно указывают: договор аренды транспортного средства не может быть отнесен к договорам возмездного оказания услуг (Постановление ФАС ПО от 17.02.2011 по делу N А49-4780/2010) и, соответственно, нормы Федерального закона N 94-ФЗ на него не распространяются.

Таким образом, бюджетному учреждению при заключении договора аренды транспортного имущества без экипажа не нужно соблюдать требования Федерального закона N 94-ФЗ, и заключение договора может осуществляться в общем порядке либо путем проведения торгов, но только по правилам, установленным ст. ст. 447 - 449 ГК РФ.