Управление задолженностью

Статья: Актуальные вопросы управления задолженностью (Губайдуллина М.Р.) ("Бюджетный учет", 2011, N 3) {КонсультантПлюс}

С вступлением в силу основных положений Закона N 83-ФЗ исследование экономической природы дебиторской и кредиторской задолженности, а также порядка ее учета и анализа вновь приобрели свою актуальность. В связи с тем что просроченная задолженность государственного учреждения теперь является одним из критериев оценки эффективности деятельности как руководителя, так и учреждения, вопросам предупреждения, выявления и контроля за составом и размерами такой задолженности необходимо уделять особое внимание.

Нормативно-правовое регулирование

Несмотря на то что понятия дебиторской и кредиторской задолженности используются бухгалтерами бюджетной сферы достаточно часто, в настоящий момент отсутствует законодательное закрепление определения этих терминов.

В общем виде дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами

Самыми распространенными примерами возникновения дебиторской задолженности являются: невыполнение договорных обязанностей заказчиками; не поставленные под оплаченный ранее аванс активы; задолженность подотчетных лиц по выданным им денежным суммам; суммы излишне уплаченных налогов или излишне взысканных сборов и пеней и пр.

Образование дебиторской задолженности объективно объясняется двумя существенными факторами: для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств, а для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

Понятие кредиторской задолженности найти в нормативно-правовых актах еще сложнее. В общем виде она представляет собой задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Возникает такая задолженность в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т.д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. К ней относят: задолженность перед поставщиками за поставленные материальные ценности; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.

Гражданским кодексом регулируются общие вопросы оформления и исполнения договорных условий, основания списания задолженности, особенности исчисления срока исковой давности и иные вопросы, касающиеся возникновения и истребования задолженности.

Налоговым кодексом определен порядок учета списанной задолженности и включения ее в налоговую базу по различным платежам в бюджет.

Приказами N N 162н, 174н, 183н утвержден порядок учета задолженности.

Управление задолженностью

Управление задолженностью является важной, но в недостаточной мере реализуемой на практике функцией руководителя государственного учреждения, основной целью которой является повышение эффективности использования бюджетных средств. В общем виде процесс управления задолженностью можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется проверка надежности контрагента, определяются его цели в отношении своевременного возврата денежных средств или оказания услуг (поставки товара), составляется контракт с обязательным закреплением мер ответственности за несоблюдение условий договора (в частности, сроков поставки и оплаты). На втором этапе систематически отслеживается правильность заполнения первичных документов, контролируются факты оплаты, начисляются штрафы за просрочку платежей, отслеживается текущая платежеспособность стороны контракта. Этап образования просроченной задолженности - это время выявления причин и характера задолженности. И последний этап - принятие решения, имеющего юридические последствия: на этом этапе решается, каким образом истребовать задолженность, а именно в судебном порядке, в страховом порядке, в порядке уступки права требования (цессии), в порядке перевода долга, в порядке договора-поручения об истребовании долгов.

Среди наиболее часто используемых механизмов управления в настоящий момент применяется инвентаризация задолженности. Рассмотрим этот механизм подробнее. Инвентаризация расчетов проводится в соответствии с Методическими указаниями N 49. При инвентаризации расчетов проверяются расчеты с (п. 3.44 Указаний):

  • покупателями;
  • поставщиками;
  • бюджетом;
  • работниками, в том числе с подотчетными лицами и депонентами;
  • другими дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация заключается в проверке обоснованности и полноты отражения сумм, указанных на счетах бухгалтерского учета. Для подтверждения сальдо расчетов с покупателями и поставщиками бухгалтерской службе необходимо организовать работу по проведению сверок расчетов. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, которые необходимы для подтверждения существующей задолженности и сверки ее объемов.

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета с суммами начисленных и перечисленных налогов. По налогам, не уплаченным в установленный срок, необходимо проконтролировать исчисление и уплату пеней. По окончании года налогоплательщику следует сверить показатели бухгалтерского учета в части расчетов с бюджетом с данными, отраженными в налоговой инспекции. Если расхождений между данными налоговых органов и налогоплательщика не выявлено, стороны подписывают акт сверки расчетов. Если же имеют место расхождения, они фиксируются в акте сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом.

При инвентаризации расчетов с работниками государственного учреждения выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Следует также выявить суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кроме того, проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами состоит в проверке авансовых отчетов работников на их соответствие данным бухгалтерского учета по каждому подотчетному лицу, а также на предмет целевого использования подотчетных сумм. Кроме указанного выше необходимо также проверить наличие оправдательных документов по израсходованным средствам, а также выявить, не истек ли срок, на который работникам выдавались под отчет денежные средства.