Обоснование начальной (максимальной) цены

{Вопрос: Какие источники информации нужно указывать при обосновании начальной (максимальной) цены госконтракта? ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11) {КонсультантПлюс}}

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ заказчики при размещении заказа на официальном сайте обязаны обосновать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) путем указания источников информации о ценах товаров, работ, услуг. Это необходимо для обеспечения возможности проверки порядка установления начальной (максимальной) цены.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть: данные государственной статистической отчетности, официальный сайт <1>, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Кроме того, заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены.

В Письме от 13.02.2012 N ИА/4177 ФАС рекомендует заказчикам при указании источников информации о ценах учитывать следующее. Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

В случае выбора заказчиком (уполномоченным органом) реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах записей в реестре контрактов.

Если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы, на которой размещена информация и обратившись к которой возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка установления начальной (максимальной) цены контракта. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Закона N 94-ФЗ, рекомендуется хранить графическое изображение снимка экрана (скриншот соответствующей страницы) вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, они должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок.

Законом N 94-ФЗ также предусмотрено, что в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок могут быть указаны иные источники информации, подтверждающие обоснованность начальной (максимальной) цены. В этом случае в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок тоже должны содержаться реквизиты таких источников информации (например, общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом N 94-ФЗ порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

Разъяснения об обосновании начальной (максимальной) цены контрактов представлены в Письме ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041. Так, согласно данному Письму изучение и исследование рынка, информация о ценах производителей подразумевают анализ ценовых предложений нескольких компаний, осуществляющих деятельность на функционирующем конкурентном рынке, соответствующем предмету размещения заказа. Если для расчета начальной (максимальной) цены заказчик основывается на ценах одного производителя или прайс-листе одной компании, могут быть созданы условия участия в торгах, запросе котировок, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.

Таким образом, ФАС считает, что во избежание ограничения количества участников размещения заказа при обосновании начальной (максимальной) цены необходимо руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа.

В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в Письмах N АЦ/27041 и N ИА/4177, в рамках исполнения требований ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ является достаточным указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком информации в виде таблиц, схем, текста и т.п.

При размещении заказа на проведение ремонта здания необходимы данные мониторинга рынка стоимости ремонтных работ или достаточно приложенной к аукционной документации в электронной форме сметы на выполнение работ, составленной на основе строительных норм?

Согласно ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) заказчик вправе проводить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

В силу ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. Согласно Методике определения стоимости строительной продукции <2> при проведении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в Приложении 2 к МДС 81-35.2004, а в случае проведения капитального ремонта, кроме локальной сметы, должен быть составлен сводный сметный расчет по форме, приведенной в том же Приложении.

----------------------------

<2> Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Отсюда следует, что сметная документация, оформленная и утвержденная надлежащим образом, может быть достаточным обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).