Командировка руководителя

Статья: Особенности оформления командировочных документов (Калмыкова Ю.Н.) ("Руководитель бюджетной организации", 2013, N 7) {КонсультантПлюс}

Оформляем документы

В настоящее время требования оформления служебной командировки закреплены в Постановлении N 749. В соответствии с требованиями п. п. 6 и 7Постановления N 749 до отъезда руководителя в командировку необходимо оформить:

  • служебное задание, в котором указывается цель командировки. Для этого используется форма Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении". При этом графу 12 "Краткий отчет о выполнении задания" командированный работник заполняет только после возвращения из командировки;
  • командировочное удостоверение (форма Т-10), которое подтверждает срок пребывания в командировке. Именно в этом документе проставляются даты приезда в пункт (или в несколько пунктов) назначения и выбытия из них. Исключение составляют только случаи, когда работник направлен в командировку за пределы территории РФ (кроме стран СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы) ( Пункт 15 Постановления N 749). В этом случае подтверждением факта пребывания работника в загранкомандировке будут отметки о пересечении государственной границы, поэтому достаточно будет ксерокопии соответствующих страниц загранпаспорта сотрудника.

Обратите внимание, что на основании подписанного и утвержденного служебного задания в кадровой службе бюджетной организации издается приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (по форме Т-9, форма Т-9а применяется при направлении в командировку двух и более работников одновременно).

В приказе обязательно указывают фамилию и инициалы командируемого работника, его должность, структурное подразделение, где он работает, цель, время и место командировки, а также источник оплаты командировочных расходов (за счет бюджетных или внебюджетных средств учреждения). Как известно, все эти документы подписываются руководителем организации. Поэтому получается, что при возникновении необходимости в командировке руководитель бюджетной организации сам себя туда направляет.

Право издания распорядительных документов в организации закрепляется в ее уставе. Таким правом изначально обладает ее руководитель. Кроме того, руководитель организации делегирует право подписи документов, в том числе приказов, своим заместителям и иным лицам. Однако это не лишает права подписи самого руководителя.

Документы по возвращении

По возвращении из командировки руководителю необходимо завершить оформление некоторых документов, выписанных при направлении его в командировку, а также заполнить авансовый отчет.

Дооформить нужно следующие документы: командировочное удостоверение (если оно было оформлено), отчет о выполненной в командировке работе (оборотная сторона служебного задания).

Также необходимо заполнить авансовый отчет по унифицированной форме 0504049 (Приложение 6 к Положению, утв. Приказом Росимущества от 28.04.2009 N 118.). Данный отчет вместе с документами, подтверждающими командировочные расходы, необходимо представить в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Указанный срок распространяется как на внутренние, так и на зарубежные командировки. При этом, если работник вернулся из командировки в выходной (или праздничный) день, трехдневный срок нужно отсчитывать с первого рабочего дня, следующего за днем возвращения. К авансовому отчету в обязательном порядке прикладываются все документы, подтверждающие расходы (например, проездные документы, счета за проживание, документы, подтверждающие время нахождения в загранкомандировке, и т.д.).