Особенности бизнес-планирования в АУ

Статья: Бизнес-планирование в автономном учреждении (Заглумина Н.А.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Залог эффективной деятельности коммерческой организации - грамотно составленный бизнес-план. Данный факт не вызывает сомнений. Однако необходимость применения технологии бизнес-планирования в автономном учреждении для многих не столь очевидна. Рассмотрим преимущества и особенности этого инструмента финансового менеджмента.

Особенности бизнес-планирования в АУ

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям покупателей.

Например, медицинское учреждение, желающее получать финансирование в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание медицинских услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с клиентом-организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей данной организации. Номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное учреждение, обосновывая будущие объемы бюджетных средств, выделяемых на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, нужно знать степень готовности населения платить за него. Развитие процессов модернизации сферы образования усиливает интерес руководства учебных заведений к зарабатыванию (дополнительно к бюджетным ассигнованиям) финансовых средств.

Задачи и функции бизнес-планирования в АУ

В современной экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов на рынке медицинских, образовательных или иных социальных услуг, не планируя свои действия и не прогнозируя последствия. В существующих условиях бизнес-планирование позволяет решить ряд задач:

  1. определить конкретные направления приносящей доход деятельности (платные услуги и др.);
  2. оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать учреждение;
  3. оценить соответствие работников учреждения поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования их труда;
  4. определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
  5. предусмотреть возможные риски;
  6. найти возможности сотрудничества и кооперации с другими учреждениями, банковскими организациями и др.

Создание бизнес-плана предполагает разработку целей и задач, которые ставятся перед учреждением на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния оказываемых услуг, анализ рынка и сбор информации о потенциальных потребителях. В нем дается описание финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-планирование имеет ряд важных функций при разработке программы приносящей доход деятельности учреждения.

Во-первых, этот инструмент может быть использован для создания концепции предоставления услуг (то есть рассмотрения услуг с разных сторон - маркетинга, финансов, конкурентоспособности).

Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период.

В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, рассматриваемых в бизнес-плане, - это практически единственное обоснование для привлечения как внимания потребителей, так и дополнительного финансирования.