Возможности SWOT-анализа

Статья: SWOT-анализ как начальный этап бизнес-планирования в АУ (Заглумина Н.А.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 7) {КонсультантПлюс}

Состояние автономного учреждения, как и любой другой организации, зависит от того, насколько успешно оно реагирует на различные воздействия извне. Анализируя на начальном этапе бизнес-планирования внешнюю среду, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Рассмотрение их во взаимосвязи с возможностями АУ позволит нейтрализовать возникающие проблемы и продолжить планировать свою деятельность. При этом необходимо четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны автономного учреждения, являются ли они внутренними или внешними.

SWOT-анализ - это необходимый элемент исследований, обязательный предварительный этап при составлении стратегических и маркетинговых планов любого уровня. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базой для разработки стратегических целей и задач учреждения.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, какими внутренними ресурсами обладает АУ для реализации имеющихся возможностей и противостояния угрозам, а также какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения. Такой анализ помогает ответить на следующие вопросы:

  1. Использует ли АУ внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии (например, при внедрении новой платной услуги)? Если АУ не имеет отличительных преимуществ, какие из его потенциальных сильных сторон могут ими стать?
  2. Являются ли слабости АУ его уязвимыми местами при конкуренции, мешают ли использовать благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки в рамках выстроенной стратегии развития?
  3. Какие благоприятные возможности дают АУ реальные шансы на успех?
  4. Какие угрозы должны наиболее сильно беспокоить руководителя учреждения? Какие стратегические действия он должен предпринять для эффективной защиты?

После проведения SWOT-анализа руководство АУ будет более четко представлять преимущества и недостатки организации, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь дальнейшего развития, избежать опасностей и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, пользуясь при этом предоставленными рынком возможностями.

Основные этапы проведения

Этап 1 - определение сильных и слабых сторон АУ. Прежде всего нужно оценить собственные силы. На этом этапе устанавливается, какие области деятельности и функции учреждения нуждаются в улучшении (поскольку по отношению к рынку являются слабыми сторонами), а какие следует более полно использовать (это сильные стороны рыночной деятельности). Анализ проводится на основе прошлого и настоящего опыта работы АУ.

Алгоритм действий здесь таков:

  1. составить перечень параметров, по которым будет оцениваться учреждение;
  2. по каждому параметру определить, что является сильной стороной АУ, а что - слабой;
  3. выбрать из перечня наиболее важные сильные и слабые стороны и занести их в матрицу SWOT-анализа.

Общий вид матрицы SWOT-анализа

Аспект

Внешняя среда АУ

Возможности (O)

Угрозы (T)

 

Внутренняя
среда АУ

Сила (S)

Поле SO 

Сила - возможность

Поле ST

Сила - угроза

Слабость(W)

Поле WO 

Слабость - возможность 

Поле WT

Слабость - угроза

Этап 2 - определение рыночных возможностей и угроз. Иными словами, это оценка рынка. Данный этап позволяет оценить ситуацию вне учреждения, предвидеть изменяющиеся благоприятные и неблагоприятные условия рынка и понять, какие возможности есть у АУ, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться). Такой анализ основывается на изучении вероятных изменений будущих тенденций по сравнению с прошлыми и настоящими тенденциями.

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична предыдущей методике:

  1. составить перечень факторов внешней среды, наиболее сильно влияющих на учреждение;
  2. по каждому фактору определить, какие возможности и угрозы для учреждения из него следуют. Для оценки значимости выявленных угроз, возможностей и силы их влияния на учреждение следует вписать их в специальные матрицы угроз и возможностей. Наиболее значимыми являются те из них, которые попали в левый верхний угол матриц, а угрозами, расположенными в правом нижнем углу, можно пренебречь;
  3. занести наиболее важные возможности и угрозы в матрицу SWOT-анализа

Этап 3 - сопоставление сильных и слабых сторон АУ с возможностями и угрозами рынка (внешней среды). Это позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития АУ:

  1. Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны АУ?
  2. Какие слабые стороны учреждения могут помешать?
  3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами АУ, нужно больше всего опасаться?