/

Основные этапы разработки бизнес-плана

Статья: Бизнес-планирование в автономном учреждении (Заглумина Н.А.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Разработать грамотный бизнес-план достаточно сложно. Это требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут задействованы в его реализации.

Этап 1. Анализ текущего положения организации (SWOT-анализ)<1>. Необходимо четко определить цели, которых учреждение собирается достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или его подразделения, а также возможности и угрозы, которые могут возникнуть в будущем. Например, в бизнес-плане, описывающем внедрение новой платной услуги в детском саду, могут быть указаны наличие необходимой материально-технической базы и специалистов (преимущество), расположение поблизости еще двух дошкольных учреждений и отсутствие опыта предоставления подобной услуги (слабые стороны). Возможность - последующий охват платной услугой детей, которые не ходят в данный детсад. Угрозой может стать невостребованность услуги собственными воспитанниками учреждения из-за ее высокой стоимости.

Этап 2.Планирование и построение перспективы дальнейшей деятельности. На основе данных, полученных путем SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, то есть спланировать перспективу дальнейшей деятельности. В процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна показывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказать в будущем, какое место учреждение займет на рынке этих услуг. Например, создание дополнительной платной услуги в общеобразовательном учреждении в виде своеобразной бизнес-школы должно обеспечить подготовку старшеклассников к поступлению в вуз и помочь им в выборе профессии. Данная услуга может рассматриваться как социальная программа начальной профессиональной подготовки и трудоустройства старшеклассников.

Этап 3. Постановка целей и задач. Исходя из перспективы дальнейшей деятельности учреждения разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. Так, основной задачей "бизнес-школы" в общеобразовательном учреждении являются ранняя профдиагностика и профориентация учеников. Однако введенная дополнительная услуга также поможет формированию в процессе обучения психологически совместимых бизнес-команд, которые могут разрабатывать собственные проекты и участвовать в различных конкурсах. Кроме того, организация параллельного процесса обучения старшеклассников по экономическим программам позволит тем из них, кто успешно закончил полный курс, получить знания и навыки, достаточные для вхождения в сферу малого бизнеса.

Этап 4. Разработка маркетинговой стратегии. Здесь описываются планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей ее результатов. При этом учитываются спрос и нужды существующих или (если это планируется) новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям - важный аспект бизнес-плана. Для разработки маркетинговой стратегии целесообразно провести маркетинговое исследование. Например, при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении такое исследование может включать анализ потребностей учащихся, их родителей, населения микрорайона в целом, а также предложения аналогичных услуг потенциальными конкурентами. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно узнать на родительских собраниях в классах, общешкольных собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов, а также другими методами, которые доступны администрации учреждения. Из собранных мнений и заявок потребителей отбираются наиболее интересные и выполнимые - исходя из возможностей педагогического коллектива, финансовых и организационных возможностей.

Этап 5. Оценка ресурсов. Выбранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана. Например, в процессе оценки финансовых ресурсов при внедрении новой платной услуги в общеобразовательном учреждении проводится анализ его экономического состояния, обосновывается реальность достижения его целей в будущем. Оценка финансовых ресурсов (финансовый план) - основной раздел бизнес-плана. Финансовый план рассчитывается на основе прогнозов объема реализации платных образовательных услуг и включает два основных документа:

  1. отчет о доходах и расходах (с его помощью рекомендуется проанализировать самоокупаемость дополнительных услуг, осуществляемых общеобразовательным учреждением). Если спрос на платную образовательную услугу меньше расчетной величины, внедрение этой услуги, определенной бизнес-планом, не будет самоокупаемым;
  2. отчет о движении денежных средств - документ, позволяющий оценить, сколько нужно вложить средств в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени.