Маркетинговые исследования при составлении и реализации бизнес-плана АУ

Статья: Маркетинговые исследования при составлении и реализации бизнес-плана АУ (Заглумина Н.А.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 9) {КонсультантПлюс}

В любом бизнес-плане должен быть раздел, посвященный описанию целевого рынка, анализу его общих тенденций, условий и определению того, как эти тенденции влияют на результаты деятельности автономного учреждения. В настоящей статье речь пойдет о маркетинговых исследованиях, которые направлены на обеспечение эффективного функционирования автономных учреждений и представляют собой сложную и многокомпонентную программу. Только грамотное проведение подобных исследований позволит ответить на вопрос, можно ли реализовать будущий продукт или услугу на рынке.

Маркетинговые исследования - это направление прикладной социологии и форма бизнес-исследований, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и развития рынков. Помимо маркетинговых исследований бизнес-исследования включают в себя следующие виды:

  1. Исследование рынка - одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучающая все аспекты бизнес-среды. Здесь поднимаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, законодательном регулировании, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду АУ.
  2. Исследование продукта призвано дать ответы на вопросы о том, какой продукт можно произвести на базе доступных технологий и какие продукты и технологии могут быть разработаны в ближайшем будущем.
  3. Исследование рекламы - попытка заранее оценить возможное влияние рекламной кампании, а также измерить успех прошедших рекламных мероприятий.

Сущность и виды маркетинговой информации

В основе маркетингового исследования лежит информация, то есть знания и сведения о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация представляет собой систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.

Маркетинг сам порождает потребность в информации (ведь ее наличие уменьшает неопределенность, свойственную рынку с его непредсказуемыми процессами развития) и охватывает деятельность по сбору, обработке, сведению и хранению данных. Обладая маркетинговой информацией, АУ может:

  • снизить финансовые риски;
  • получить конкурентные преимущества;
  • отслеживать состояние маркетинговой среды;
  • корректировать свою стратегию развития;
  • оценивать эффективность собственной деятельности.