Структура бизнес-плана

Статья: Бизнес-планирование в автономном учреждении (Заглумина Н.А.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Теперь рассмотрим примерную структуру бизнес-плана. В нее входят семь основных разделов.

I. Резюме проекта.

  1. Краткая характеристика автономного учреждения.
  2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Предлагаемые услуги.

  1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.
  2. Потенциальные потребители услуг.
  3. Выгоды, получаемые потребителями услуг.
  4. Прогнозная оценка спроса на услуги.
  5. Возможная цена предлагаемой услуги.
  6. Основные конкуренты.
  7. Ценовая политика конкурентов.

III. План маркетинга.

  1. Предлагаемая система продвижения услуг, реклама.
  2. Сегментация рынка.
  3. Структура цены.
  4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.
  5. Оценка месторасположения учреждения.

IV. Производственная программа.

  1. Место осуществления услуги.
  2. Анализ целесообразности кооперации с другим учреждением.
  3. Методы и стандарты контроля качества услуг.
  4. Возможности использования инновационных технологий и их описание.
  5. Предполагаемые издержки при предоставлении услуг и их возможная динамика.

V. Организационный план.

  1. Организационная схема управления.
  2. Состав имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).
  3. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные стимулы.
  4. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, наличие и длительность испытательного срока и пр.).

VI. Оценка рисков. Перечень возможных рисков и анализ их последствий:

  1. Негативное отношение местных властей.
  2. Значительное число конкурентов, оказывающих аналогичные услуги.
  3. Неустойчивость спроса на услуги.
  4. Низкая платежеспособность потребителей.
  5. Трудности с набором квалифицированных специалистов.

VII. Финансовый план.

  1. Объем первоначальных затрат, необходимых для организации дополнительных услуг.
  2. Источники финансирования.
  3. Условия привлечения финансовых средств.
  4. Налоговые последствия предоставления услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

Грамотно разработанный бизнес-план поможет автономному учреждению завоевать новые позиции на рынке, осознать перспективы своего развития, сформировать концепцию оказания новых услуг и выбрать рациональные способы их реализации. Конкретная программа развития того или иного учреждения не обязательно будет включать все из рассмотренных выше разделов бизнес-плана, кроме того, может варьироваться глубина детализации разделов. В конечном счете все зависит от целей создания бизнес-плана этого документа и круга лиц, на которых рассчитан этот документ.