Нормирование, планирование и обоснование закупок

Статья: Закон о контрактной системе: основные изменения при расходовании средств субсидий и средств ОМС (Чагин К.Г.) ("Руководитель бюджетной организации", 2013, NN 8, 9) {КонсультантПлюс}

В процесс осуществления закупок включены и регламентированы нормирование, планирование и обоснование закупок (ст. ст. 16 - 22 Закона о контрактной системе).

Нормирование закупок

Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ. Правила нормирования должны быть установлены Правительством РФ.

Планирование закупок

Требования Закона о контрактной системе, касающиеся планирования закупок, вступают в силу с 01.01.2015. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения двух типов документов: планов закупок и планов-графиков закупок.

План закупок формируется на срок действия бюджета на очередной и плановый период и в числе прочего содержит:

  1. цель осуществления закупки;
  2. наименование объекта закупки и его описание, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
  3. информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;
  4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  5. сроки осуществления закупки;
  6. обоснование закупки;
  7. информацию о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера:
    а) способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации;
    б) предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования).

План-график закупок является инструментом уже более детального планирования, составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в себя в числе прочего следующую информацию:

  • наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальную (максимальную) цену контракта, обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и их обоснование;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дату начала закупки;
  • информацию о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Как в план закупок, так и в план-график закупок могут вноситься изменения в определенных законодательством случаях (например, в случае корректировки целей государственных программ, в рамках которых осуществляются те или иные закупки).

Обоснование закупок

Требования Закона о контрактной системе, касающиеся обоснования закупок, вступают в силу также с 01.01.2015. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным законодательством. Обоснованию подлежат объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и ее нормирования, а также начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об определении и обосновании начальной (минимальной) цены контракта. Здесь новое законодательство предлагает заказчикам применять один или одновременно несколько следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный методы.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг. При применении данного метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Здесь могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Например, при приобретении жилых помещений для федеральных государственных нужд начальная цена контракта должна рассчитываться на основе установленного значения предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения (ПостановлениеПравительства РФ от 10.06.2011 N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд").

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги. Например, при закупке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов начальная цена контракта должна рассчитываться с учетом установленного органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа (пункт 4 ч. 4 ст. 4 и п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").

Проектно-сметный метод состоит в определении начальной (максимальной) цены контракта:

  1. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
  2. на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных вышеописанных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Например, при закупке услуги по проведению праздничного мероприятия на открытом воздухе могут учитываться затраты на приглашение концертных коллективов, аренду оборудования, обработку места проведения мероприятия от клещей и т.д. По сути, применение такого подхода напоминает составление бюджета проекта: сначала определяются необходимые статьи расходов, а затем на основе имеющейся практики определяются их размеры. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе (ЕИС), других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Содержащееся в новом законодательстве описание возможных методов определения начальных цен контрактов является весьма лаконичным. Нетрудно предположить, что на практике у заказчиков (контрактных служб) возникнут трудности с применением этой новации законодательства, особенно с применением затратного метода. Решить эту проблему призваны предусмотренное в новом Законе появление методических рекомендаций по определению цен контрактов и утверждение их распорядительным документом Минэкономразвития (часть 20 ст. 22 Закона о контрактной системе).