Создание института контрактной службы и контрактных управляющих

Статья: Знакомьтесь: Закон о контрактной системе (Гусев М.Г.) ("Руководитель бюджетной организации", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Статья 102 Закона N 44-ФЗ вводит институт общественного контроля за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно п. 1 данной статьиобщественный контроль вправе осуществлять граждане, общественные объединения, объединения юрлиц. Органы власти обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. В частности, общественные контролеры вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку их эффективности, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) участников госзакупок признаков состава преступления.

Закон N 44-ФЗ также вводит качественный аудит результатов исполнения контрактов (ст. 98). Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и совершенствование контрактной системы, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах. Законом N 94-ФЗ предусмотрен только контроль в сфере госзакупок (ст. 17). В Законе N 44-ФЗ процедура и особенности контроля в сфере госзакупок прописаны более подробно(гл. 5).

Статья 38 Закона N 44-ФЗ также вводит институт контрактной службы заказчиков - подразделение, отвечающее за реализацию всего цикла закупок. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., должны создавать контрактные службы. Если доход ниже указанной суммы, заказчик может назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки (контрактного управляющего). Регламент действия контрактной службы разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований Закона N 44-ФЗ и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Контрактная служба, контрактный управляющий, в частности, осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, готовят изменения, разрабатывают план-график и изменения в него (при необходимости), размещают актуальную информацию в ЕИС, участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы, проводят при необходимости консультационную работу.