Новые способы размещения заказов

Статья: Осуществление закупок согласно новому Закону о контрактной системе (Заболонкова О.) ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 7) {КонсультантПлюс}

Конкурс с ограниченным участием. Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (п. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона N 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона N 44-ФЗ.

В частности, сравнив определение открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием, отметим, что при проведении последнего устанавливаются еще и дополнительные требования к участникам конкурса кроме единых требований (ст. 31), помимо этого участники должны пройти предквалификационный отбор.

Установлено, что дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (п. 4 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях:

  • если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к указанным категориям устанавливаются Правительством РФ;
  • при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Проведение двухэтапного конкурса. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, победителем признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его обоих этапов (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса (п. 1 ст. 57Закона N 44-ФЗ).

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

В общих чертах суть двухэтапного конкурса заключается в следующем. На первом этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

По результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса, заказчик вправе уточнить условия закупки: требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки, указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в этом конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки.

Проведение запроса предложений. Пунктом 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ установлено девять случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, например при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, заключения контракта на оказание преподавательских услуг (Законом N 94-ФЗ предусмотрено заключение таких договоров у единственного поставщика), а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

При проведении запроса предложений заказчик через единую информационную систему сообщает неограниченному кругу лиц о своих потребностях в товаре, работе, услугах путем извещения о проведении запроса предложений. Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге.