Мониторинг и аудит в сфере закупок

Статья: Закон о контрактной системе: основные изменения при расходовании средств субсидий и средств ОМС (Чагин К.Г.) ("Руководитель бюджетной организации", 2013, NN 8, 9) {КонсультантПлюс}

Включение в процесс осуществления закупок такого отдельного этапа, как мониторинг и аудит в сфере закупок, регулируется ст. ст. 97 и 98 Закона о контрактной системе. Требования, касающиеся мониторинга и аудита, вступают в силу с 01.01.2015.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков закупок. Мониторинг оценивает степень достижения целей осуществления закупок, обоснованность закупок, совершенствование законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Мониторинг производится с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки его подготовки определяются Правительством РФ. Данный отчет содержит оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяет меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований. Данные органы в пределах своих полномочий анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок. Для этого органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Они проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах.

Отдельно в ходе мониторинга и аудита проводится оценка обоснованности планируемых закупок. По результатам этой оценки конкретная закупка может быть признана необоснованной. Если закупка признается необоснованной, органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают виновных лиц к административной ответственности.