Общие требования к ПФХД для автономных учреждений

"Годовой отчет для автономных учреждений - 2012" (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) ("Аюдар Пресс", 2012) {КонсультантПлюс}

В основе успешной деятельности любой организации лежит финансовое планирование. В автономных учреждениях документом, содержащим плановую информацию, в соответствии с которым осуществляется текущая деятельность, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД). Этот документ содержит, в частности, основные сведения об учреждении, информацию о финансовом состоянии учреждения на последнюю отчетную дату, планируемые объемы поступлений и выплаты денежных средств по всем видам деятельности, а также мероприятия стратегического развития учреждения. Информация, содержащаяся в плане ФХД, подлежит размещению на официальном сайте РФ среди прочих сведений об учреждении.

Общие Требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования к плану ФХД). В соответствии с данными Требованиями учредителями устанавливаются для подведомственных им учреждений свои порядки. Таким образом, при составлении плана ФХД автономному учреждению в первую очередь следует руководствоваться порядком, установленным для него учредителем.

В обязательном порядке в плане ФХД указываются:

  • цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения (положением о подразделении);
  • виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением о подразделении);
  • перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением о подразделении) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана ФХД (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности);
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана ФХД, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
  • показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана ФХД).
  • плановые показатели по поступлениям и выплатам денежных средств;
  • иная информация по решению учредителя.

Предварительное составление планов ФХД в учреждениях начинается на этапе формирования проекта соответствующего бюджета (закона о бюджете) на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании информации, полученной от их учредителей в установленном порядке, об объемах расходных обязательств (субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств). В то же время учредителями формируются государственные (муниципальные) задания для подведомственных им учреждений.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели предварительного плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 17 Требований к плану ФХД). При этом, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, план также составляется на один финансовый год, если же закон (решение) утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то и план составляется на очередной финансовый год и плановый период.

План ФХД автономного учреждения утверждается руководителем на основании заключения наблюдательного совета учреждения (п. 21 Требований к плану ФХД). При необходимости в план ФХД могут вноситься изменения. В целях внесения изменений составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие с кассовыми операциями по выплатам, произведенным до внесения изменений (п. 19 указанных Требований). Обратите внимание, что внесение в план ФХД поправок, не связанных с изменением бюджетного финансирования, осуществляется при наличии соответствующих обоснований и расчетов.

Утвержденные плановые назначения отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета группы 500 "Санкционирование расходов". Поступление и расходование средств в учреждении осуществляются согласно плану ФХД, о чем в учете делаются соответствующие записи. На основании этих данных ведется контроль за исполнением плана ФХД и создаются отдельные формы бухгалтерской отчетности.

Выполнение плана финансово-хозяйственной
деятельности

Формирование и исполнение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД) также является одной из форм контроля за работой автономного учреждения. Причем контроль этот осуществляется как на стадии подготовки плана ФХД, так и на стадии его исполнения.

Согласно пп. 6, 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ проект плана ФХД и проект отчета об исполнении этого плана рассматриваются наблюдательным советом автономного учреждения. В первом случае он дает заключение, с учетом которого руководитель АУ впоследствии утверждает план ФХД. Во втором случае наблюдательный совет утверждает Отчет об исполнении плана (ф. 0503737) в составе годовой бухгалтерской отчетности. Копии заключения, вынесенного по поводу проекта плана ФХД, а также утвержденного отчета о его исполнении направляются учредителю АУ (п. п. 3, 4 ст. 11Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, существует и ежеквартальный контроль со стороны учредителя. Согласно п. 7 Инструкции N 33н отчет об исполнении плана ФХД автономное учреждение должно представлять учредителю каждый квартал - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, а также на 1 января года, следующего за отчетным (после рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности наблюдательным советом). Таким образом, учредитель автономного учреждения имеет возможность осуществлять регулярный финансовый контроль за деятельностью АУ, отслеживая выполнение запланированных показателей.