Несоответствие между фактическими расходами АУ и расходами, указанными в его ПФХД?

{Вопрос: Является ли нарушением законодательства несоответствие между фактическими расходами АУ и расходами, указанными в его плане финансово-хозяйственной деятельности? Допустима ли ситуация, когда на практике имеет место такое несоответствие? ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 8) {КонсультантПлюс}}

Наличия у АУ плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) требует федеральное законодательство об автономных учреждениях, где об этом документе говорится следующее:

  1. План ФХД должен быть общедоступным, составляться и утверждаться в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя АУ, и в соответствии с требованиями, определенными Минфином (п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
  2. Проект плана рассматривается наблюдательным советом АУ. По итогам рассмотрения совет дает заключение, копия которого направляется учредителю (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
  3. Проект отчета об исполнении плана ФХД рассматривается наблюдательным советом АУ. Отчет утверждается советом, а затем копия утвержденного документа направляется учредителю (п. 7 ч. 1 и ч. 4 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
  4. План ФХД утверждается руководителем АУ после рассмотрения заключения наблюдательного совета (ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ).
  5. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных АУ из бюджета соответствующего уровня на выполнение государственного или муниципального задания, должны расходоваться в очередном финансовом году в соответствии с планом ФХД учреждения для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

План ФХД составляется на финансовый год (либо на финансовый год и плановый период), поэтому вполне объяснимо, что в ходе финансово-хозяйственной деятельности у автономного учреждения может возникать необходимость расходовать средства не в полном соответствии с утвержденным документом. Например, по одним статьям в силу тех или иных причин происходит перерасходование средств, по другим - недорасходование.

На практике нередко случается так, что учредитель требует от АУ вносить изменения в план ФХД перед каждым расходованием средств, которое не соответствует запланированному. Но, во-первых, это вызывает организационные сложности, во-вторых, в данном случае план ФХД по своей сути становится аналогом бюджетной сметы.

Однако в федеральной нормативной правовой базе отсутствуют какие-либо положения, устанавливающие, что расходование средств не в соответствии с планом ФХД является неким нарушением. Иногда требование учредителя о строгом соответствии фактических расходов запланированным подкрепляется ссылкой на правила бюджетного учета в автономном учреждении (Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н). Однако они опять же не содержат требования об этом соответствии, а лишь определяют, каким образом учреждение учитывает и отчитывается о фактических расходах, в том числе в сравнении с запланированными показателями.

Безусловно, такое положение дел не говорит о том, что автономное учреждение при осуществлении расходов может вообще не обращать внимания на свой план ФХД. Изменять расходы учреждению следует только при наличии объективной необходимости, а при составлении отчета об исполнении плана предоставлять сведения, обосновывающие данные изменения. Если фактические расходы заметно отличаются от запланированных, а объективных обоснований этого учреждение представить в своем отчете не может, для учредителя подобный факт станет поводом рассмотреть вопрос о степени управленческой компетентности руководителя АУ.