Служба охраны труда или специалист?

Статья: Служба охраны труда: обязанность или право? (Шадрина Т.В.) ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 7) {КонсультантПлюс}

На осуществление мероприятий по охране труда затрачивается много времени, сил и средств, поэтому ст. 217 ТК РФ установлено, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников организации не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Иными словами, если работодатель считает, что без такой службы организации не обойтись, он организует ее, при этом ее отсутствие не будет нарушением трудового законодательства.

Однако даже без специалиста или службы по охране труда работодателю все же придется осуществлять их функции либо лично, либо возложив их на уполномоченного работника. Руководитель или другой уполномоченный работник до назначения ответственными за охрану труда должны пройти обучение в соответствии с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 по программам охраны труда в самой компании или в обучающих организациях. Обучение осуществляется при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Отметим, что у работодателя есть еще одна возможность осуществлять охрану труда в организации - заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающими услуги в данной области. Заключая такой договор, работодатель должен помнить, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.

Ну и последний документ, который поможет работодателю определиться, в какой форме осуществлять охрану труда в организации, - Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

Создаем службу охраны труда

Чтобы у работодателя не возникли затруднения при создании службы, Минтруд выпустил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14). В частности, на основании п. 14 Рекомендаций структуру службы и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов.

Итак, для создания службы охраны труда необходимо ввести ее в виде структурного подразделения в штатное расписание (если ее не было ранее). Делается это посредством издания приказа.

Также работодатель должен разработать положение о службе по охране труда, в котором необходимо установить цели и задачи этой службы, права и обязанности ее сотрудников, порядок взаимодействия с другими подразделениями и т.д.

Организация работы службы охраны труда

Мало создать службу охраны труда, нужно обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий. Так, для осуществления функций службы (обучение, инструктаж, проведение семинаров, лекций, выставок) необходимо выделить отдельное помещение - кабинет по охране труда, который будет снабжен нормативной правовой и справочной литературой по охране труда. Кроме этого, у специалистов отдела должны быть современная оргтехника, технические средства связи и места для приема посетителей (п. 11 Рекомендаций).

Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 утверждены Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда.

В организациях с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда, в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда.

Вводим должность специалиста по охране труда

Если работодатель считает, что для его организации достаточно специалиста по охране труда, ему нужно ввести эту должность в штатное расписание (если ее не было ранее), разработать должностную инструкцию и принять работника. Напомним, что, разрабатывая должностную инструкцию, следует руководствоваться Приказом N 559н.

Поскольку работа по охране труда специфична, работник, который будет ее осуществлять, должен обладать определенным опытом и образованием. Так, в соответствии с требованиями к квалификации на должность специалиста по охране труда могут быть назначены лица, имеющие:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
  • среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Отметим, что это минимальные требования, которые предъявляются к специалистам по охране труда с 1 июля 2013 г.

Должностные обязанности такого специалиста могут быть следующими:

  • участие в организации и координации работ по охране труда в организации, в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации;
  • осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о полагающихся им компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты;
  • выявление потребности в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проведение вводного инструктажа, контроль проведения инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда и др.

Если работодатель считает, что нанимать в организацию работника нецелесообразно, он может самостоятельно выполнять функции специалиста по охране труда (при этом не нужно издавать приказ, поскольку работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда в организации в силу ст. 212 ТК РФ), а может возложить данные обязанности на другого работника организации в порядке совместительства или совмещения профессий.