Экспертиза результатов исполнения контракта

Статья: Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках контрактной системы (Беляева О.А.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 11) {КонсультантПлюс}

"Закупка" суть юридическая процедура, она воплощает в себе определенную последовательность действий заказчиков вплоть до исполнения контракта (п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе). При этом одним из принципов контрактной системы провозглашен принцип эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона о контрактной системе). С приведенными нормами корреспондирует ст. 94 Закона о контрактной системе, посвященная особенностям исполнения контракта.

Так, исполнение контракта включает в себя комплекс определенных мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки. Среди этих мер особое место занимает экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании заключенных контрактов.

В ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в ряде случаев, когда закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Всего таких случаев насчитывается 16 из тех 28, что перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Каким образом заказчику следует определиться с кандидатурой эксперта, который мог бы осуществить проверку результатов исполнения контракта, заключенного с "единственным поставщиком"?

В самом общем виде эксперт (от лат. expertus - опытный) - квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы.

Согласно п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация - это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Привлекаемый эксперт (экспертная организация) также должен соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 41 Закона о контрактной системе (эта норма нацелена на обеспечение объективности эксперта при проведении экспертизы).

Нормативного документа, который устанавливал бы единые требования к экспертам, в нашей стране не существует. Поэтому можно рекомендовать выбирать экспертов, например, в зависимости от предмета самого контракта. Существует, например, Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263. В любом случае выбор лица, которое может считаться экспертом в определенной сфере деятельности, обусловлен субъективной оценкой, субъективным решением заказчика.

Но главный вопрос состоит в другом. Обратимся к тем случаям, когда заказчик лишен возможности провести экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно, а обязан привлечь стороннего эксперта. Например, при закупке у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, при выполнении работ по мобилизационной подготовке, при заключении контракта на поставку российских вооружения и военной техники, при возникновении потребности в товарах, работах, услугах вследствие аварии, при поставке культурных ценностей и т.д. Если закон не доверяет познаниям самого заказчика, обязывая для проверки результатов исполнения контракта привлечь стороннего эксперта, возникает вопрос: кто проверит результаты исполнения контракта по проведению экспертизы?

Очевидна ситуация, при которой результаты работы эксперта будет проверять сам заказчик. Но в чем же ценность такой проверки, "экспертизы результатов другой экспертизы"? В одном случае заказчик экспертом быть не может, зато в другом - сам выступит экспертом в отношении стороннего эксперта.

Экспертиза результатов исполнения контракта, конечно, нужна, однако она должна носить не всеобщий, но строго выборочный характер, кроме того, неразумно предоставлять возможность проведения экспертизы самому заказчику. В противном случае проверяющие друг друга оказываются в замкнутом круге, а эффективность закупок оценивается только лишь бесконечными проверками.