Общие положения

Статья: Контроль за деятельностью государственных учреждений (Лунина О.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

С 10.12.2013 вступили в силу Правила осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Постановление N 1092). Указанные Правила определяют порядок осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, ст. 186 ЖК РФ, ст. 99 Закона о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В силу ст. 269.2 БК РФ органы Росфиннадзора наделены полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Росфиннадзор проводит проверки, ревизии и обследования, по результатам которых направляет акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля, а также органам и должностным лицам, уполномоченным согласно БК РФ, иным актам бюджетного законодательства РФ принимать соответствующие решения. Росфиннадзор может осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Исходя из п. 4 Постановления N 1092 плановые проверки осуществляются согласно плану контрольных мероприятий, согласованному с Минфином (периодичность проведения плановых мероприятий в отношении одного объекта и темы контроля - не более одного раза в год). Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения, принятого в связи с обращениями (поручениями), в частности, Президента РФ, Правительства РФ, Минфина, Следственного комитета, депутатскими запросами (п. 5 Постановления N 1092).

Должностные лица службы Росфиннадзора (руководитель, заместители руководителя, руководители структурных подразделений, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий, государственные гражданские служащие, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) службы Росфиннадзора (ее территориального органа), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы) имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
  • при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
  • проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
  • выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренных Постановлением N 1092, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (п. 12 Постановления N 1092).

Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса, при этом он составляет не менее трех рабочих дней.

Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке (п. 14 Постановления N 1092).

Согласно п. 15 Постановления N 1092 все документы, составляемые должностными лицами в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.

Кроме камеральных и выездных, существуют также встречные проверки, проводимые только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.