Планирование контрольной деятельности

Статья: Новые Правила осуществления проверок Росфиннадзором (Гусев А.) ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, NN 1, 2) {КонсультантПлюс}

Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

Основанием для проведения контрольных мероприятий Росфиннадзором является ежегодно составляемый план деятельности.

Согласно п. 23 Правил N 1092 составление плана контрольных мероприятий должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • соответствие параметров плана контрольных мероприятий показателям государственной программы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;
  • обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Росфиннадзора, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
  • выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о таких мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы. Согласно п. 21 Административного регламента N 75н при подготовке предложений в проект плана в обязательном порядке предусматривается резерв до 30% временных и трудовых ресурсов на проведение внеплановых контрольных мероприятий.

В силу п. 24 Правил N 1092 отбор контрольных мероприятий осуществляется исходя из следующих критериев:

  • существенность и значимость мероприятий, реализуемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
  • оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Росфиннадзором анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Напомним, что органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), обязаны представлять информацию и документы, запрашиваемые Росфиннадзором в целях проведения им анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций) (ч. 3 ст. 157 БК РФ);
  • длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
  • информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина, Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, главных администраторов доходов федерального бюджета, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год (п. 26 Правил N 1092). Здесь необходимо отметить, что п. 9 Административного регламента N 75н запрещает повторные ревизии (проверки) за тот же проверяемый период по тем же вопросам, за исключением проверок, проводимых по поручению Минфина, решению руководителя Росфиннадзора. Повторная ревизия (проверка) проводится вышестоящим органом в порядке контроля за деятельностью территориальных органов Росфиннадзора, проводивших ревизию (проверку).

Формирование плана контрольных мероприятий осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) иными государственными органами идентичных контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования деятельности по контролю. При этом под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Росфиннадзором. Следует отметить, что ранее на законодательном уровне аналогичная норма отсутствовала, хотя подобная работа и велась Росфиннадзором на основании соглашений, заключенных с другими государственными органами.