Проведение контрольных мероприятий

Статья: Новые Правила осуществления проверок Росфиннадзором (Гусев А.) ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, NN 1, 2) {КонсультантПлюс}

Согласно п. 18 Правил N 1092 решение о проведении проверки, ревизии или обследования (за исключением случаев назначения обследования в рамках камеральных или выездных проверок, ревизий) оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа). В приказе о проведении контрольного мероприятия должны быть указаны наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание для его проведения, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок его проведения, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения данного мероприятия.

На основании приказа о назначении контрольного мероприятия оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки) по форме, приведенной в Приказе Росфиннадзора от 07.12.2009 N 292 "Об утверждении форм удостоверений на проведение ревизии (проверки), порядка оформления и хранения удостоверений на проведение ревизии (проверки)".

В силу п. 22 Правил N 1092 сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административным регламентом. Например, порядок осуществления Росфиннадзором контроля в финансово-бюджетной сфере определен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

Правилами N 1092 предусматривается возможность приостановления контрольного мероприятия. Так, проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы (п. 57 Правил N 1092):

  • на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
  • при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • на период организации и проведения экспертиз;
  • на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;
  • в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;
  • при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.

Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.

Далее рассмотрим методы осуществления Росфиннадзором контрольной деятельности. Напомним, что в силу ст. 267.1 БК РФ Росфиннадзор может использовать следующие методы:

  • проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Под выездными проверками понимаются проверки по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов. Результаты проверки оформляются актом;
  • ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты ревизии оформляются актом;
  • обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением.