Финансирование СОУТ

Статья: Аттестация - в прошлом, а специальная оценка - в настоящем (Дубовик И.) ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

В общем случае обязанности работодателя по охране труда выполняются им за счет его же источников (ст. 212 ТК РФ), то же самое сказано в ст. 8 Закона о специальной оценке условий труда: организация и финансирование проведения специальной оценки условий труда осуществляются за счет работодателя. В то же время по результатам проведения данных мероприятий казенное учреждение имеет право обосновать финансирование проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств, предназначенных на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако воспользоваться этим источником финансирования не так просто.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний установлены в подзаконном акте, в частности в Приказе Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. В связи с отменой аттестации рабочих мест и введением специальной оценки условий труда изменения в данный документ пока не вносились, хотя Федеральным законом N 421-ФЗ от 28.12.2013 внесены поправки во многие нормативные акты. Как и раньше, Приказом предусмотрено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а не проведение специальной оценки условий труда.

Еще одним документом, в который нужно внести изменения, является расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (ф. 4-ФСС), утвержденный Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н. В расчете есть табл. 10 разд. II, где приводятся данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных по условиям труда к вредным и опасным классам. В рекомендациях по заполнению этой таблицы ф. 4-ФСС остались ссылки на документы, оформляемые в ходе проведения аттестации рабочих мест. С 2014 г. такие документы не являются действительными, поэтому в скором будущем нужно ждать изменений ф. 4-ФСС. При этом работодателю придется оплачивать проведение специальной оценки условий труда за свой счет, и только после того, как расходы будут осуществлены, можно будет попробовать компенсировать их за счет уменьшения страховых взносов, перечисляемых в ФСС. Но опять же сделать это можно будет только после внесения необходимых изменений в перечисленные подзаконные нормативные акты: в ф. 4-ФСС и Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Только тогда казенное учреждение, выступающее в роли страхователя, сможет отчитаться о проведенных мероприятиях, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности рабочих мест.