Какая предусмотрена ответственность?

Статья: Аттестация - в прошлом, а специальная оценка - в настоящем (Дубовик И.) ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

Административная ответственность за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест ранее не предусматривалась, была лишь общая норма о санкциях за несоблюдение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ). С 1 января 2015 г. будет введена ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, причем как для работодателя, так и для экспертов-оценщиков, которые халатно отнесутся к своим обязанностям. Кроме того, изменится сама ст. 5.27 КоАП РФ. Сейчас в ней содержится общая формулировка: предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. В редакции Федерального закона N 421-ФЗ названная статья будет устанавливать ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Нарушителям законодательства об охране труда нужно будет изучить другие статьи КоАП РФ.

В частности, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. руб. (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

За совершение такого правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, предусмотрены штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет - для должностных лиц либо штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток - для юридических лиц (п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

При этом ст. 19.5 КоАП РФ дополнена ч. 23, устанавливающей штраф за невыполнение в определенный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Для должностных лиц предусмотрены либо штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для юридических лиц - штраф в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Для экспертов, проводящих специальную оценку условий труда с нарушениями, ответственность определена ст. 14.54 КоАП РФ. Штраф составит для должностных лиц от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц - от 70 тыс. до 100 тыс. руб. За повторное нарушение для должностных лиц штраф составит от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или предусмотрена дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом напоминаем, что все перечисленные штрафные санкции вступают в силу с 2015 г. Текущий год является переходным периодом, в течение которого Закон о специальной оценке условий труда будет дополняться подзаконными актами, разрешающими все организационные и практические вопросы проведения данного мероприятия в федеральных (муниципальных) учреждениях и организациях.

Автор рискнет предположить, что в переходный период работодателей могут оштрафовать не за непроведение специальной оценки, а за нарушение законодательства об охране труда в целом, в том числе за непринятие мер по созданию безопасных условий труда и невыплату компенсаций за вредные и опасные факторы на рабочих местах.