Нарушения при проведении закупок в электронной форме

Статья: Законодательство о закупках: что нарушают заказчики? (Зайцева Г.) ("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}

С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (далее - Постановление N 616) заказчикам пришлось скорректировать правила ведения закупочной деятельности, однако неясные и спорные моменты возникают до сих пор. Нормативный акт определяет, что такие товары, работы и услуги, как транспортные средства, канцелярские принадлежности, услуги по уборке зданий и др., заказчики должны закупать в электронной форме. При этом, как отмечает Федеральная антимонопольная служба в разд. 6 Письма N ИА/44025/12, способ осуществления электронной закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений и др.), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке. Если же тот или иной товар, работа, услуга не перечислены в Постановлении N 616, заказчик не обязан, но может проводить закупку в электронной форме.

Однако на практике автономные учреждения зачастую стремятся избежать электронных закупок, используя для этого возможность, предоставленную названным нормативным актом. Поименованные в нем товары, работы и услуги можно приобретать не в электронной форме в трех случаях:

  • информация о закупке не подлежит размещению на официальном сайте (в том числе по причине ее стоимости, не превышающей 100 (500) тыс. руб.);
  • потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации или иных обстоятельств срочного характера;
  • закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с утвержденным положением о закупке.

С учетом этого многие автономные учреждения предпочли либо внести изменения в свои положения о закупке, установив, что товары, работы и услуги из Перечня электронных закупок приобретаются у единственного поставщика, либо дробить закупки, чтобы стоимость каждой из них не превышала 100 тыс. руб. Подобные действия прямо не противоречат закупочному законодательству, но косвенно все-таки нарушают один из принципов Федерального закона N 223-ФЗ - отсутствие необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

Распространено и другое, более очевидное нарушение, касающееся процедуры электронной закупки. Проводя ее, заказчики могут устанавливать требования к претендентам о представлении документов на бумажном носителе. В частности, такие споры рассматривал ФАС МО (Постановления от 27.01.2014 N Ф05-16506/2013 по делу N А40-9514/2013, от 02.12.2013 N Ф05-14297/2013 по делу N А40-4091/13-152-41), и арбитры расценивали подобные требования заказчика как отступление от избранной формы проведения закупки и нарушение ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ.