Тренера-преподаватели

Статья: Рабочее время и режим работы тренера-преподавателя (Куревина Л.) ("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 6) {КонсультантПлюс}

Нормальная продолжительность рабочего времени по общим правилам не может превышать 40 часов в неделю. При этом Трудовым кодексом и другими федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для некоторых категорий работников. Одной из таких категорий являются педагогические работники, продолжительность рабочего времени которых должна быть не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Согласно Приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - Приказ N 2075) продолжительность рабочего времени педагогических работников включает в себя:

  • преподавательскую (учебную) работу;
  • воспитательную работу;
  • другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Необходимо выделить два понятия:

  1. Продолжительность рабочего времени, которая для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
  2. Норма часов преподавательской работы (нормируемая часть педагогической работы).

Это так называемая педагогическая нагрузка, исходя из которой рассчитывается заработная плата преподавателей. Она устанавливается тарификацией на учебный год. Для тренеров-преподавателей (старших тренеров-преподавателей) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля Приказом N 2075 установлена норма преподавательской работы на ставку заработной платы (педнагрузка), которая составляет 18 часов в неделю. Таким образом, при общей продолжительности рабочего времени тренеров-преподавателей, составляющей 36 часов в неделю, норма преподавательской работы, подлежащей оплате, равна 18 часов в неделю за одну ставку заработной платы. При этом не всегда такая нагрузка для тренеров-преподавателей распределяется равномерно и может быть как больше 18 часов в неделю, так и меньше, в зависимости от тарификации. В любом случае оплата труда осуществляется исходя из того, сколько часов педагогической нагрузки затарифицировано на учебный год.

Примечание. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые тренерами уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Отметим также, что за преподавательскую работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (п. 3 Приложения к Приказу N 2075).

В свободное от преподавательской работы время тренер-преподаватель выполняет другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (далее - Приказ N 69).

Данная работа включает в себя выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических, методических советах, проведением оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, а также подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей и др.

Отметим также, что оплата труда тренеров-преподавателей может производиться по установленным нормативам оплаты труда за одного занимающегося в зависимости от численного состава занимающихся на различных этапах спортивной подготовки. В этом случае продолжительность рабочего времени регулируется в зависимости от максимального количества часов учебно-тренировочной работы в неделю, установленного для каждого занимающегося по видам спорта, периодов и задач его подготовки, возможного объединения занимающихся в группы и т.д.

Режим рабочего времени тренеров-преподавателей

В силу ст. 348.1 ТК РФ особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Что касается тренеров, не занимающихся преподавательской деятельностью, а тренирующих, например, спортсменов в различных спортивных клубах, то для них наиболее оптимальным будет гибкий график работы, при которой допускается саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня (ст. 102 ТК РФ).

А вот при установлении режима рабочего времени тренерам-преподавателям кроме Трудового кодекса и иных федеральных законов и нормативных правовых актов следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным Приказом N 69 (далее - Положение). Согласно п. 1.2 этого Положения режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

К сведению. Перерыв для приема пищи для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, не устанавливается, а прием пищи осуществляется одновременно с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую деятельность, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, предусмотренные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых такими работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

В свою очередь, конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними определяется уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Ненормированная часть педагогической работы регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. Кроме того, периоды каникул в общеобразовательных учреждениях, не совпадающие с ежегодными основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются для них рабочим временем. В данный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул. При этом увеличение рабочего времени в каникулы для выполнения других педагогических работ или мероприятий, установленных п. 2.3 Положения, возможно, если они предусмотрены графиками и планами. Если такие мероприятия и работы не запланированы, продолжительность рабочего времени ограничивается нормируемой частью.

В аналогичном порядке регулируется рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям и период привлечения педагогических работников, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности.

Положением в отношении образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием воспитанников предусмотрено разделение рабочего дня на части, когда вводятся более длительные перерывы для отдыха и приема пищи. Но такой график устанавливается, как правило, для воспитателей и применяется только в исключительных случаях, поскольку в силу п. 3.2 Положения при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.