Разъездной характер работы

Статья: Служебные поездки: устанавливаем разъездной характер работы (Куревина Л.В.) ("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 6) {КонсультантПлюс}

Понятие разъездного характера работы в Трудовом кодексе не определено. При этом в ст. 168.1 ТК РФ разъездная работа характеризуется как вид работы, при которой работники постоянно не находятся на своих рабочих местах, а вынуждены передвигаться. Прежде всего, к разъездной работе можно отнести работу водителей и курьеров. Но могут быть и совершенно другие профессии, где в должностные обязанности работников входит, например, контролирующая функция (инспекторы по труду). К ним относятся также сотрудники органов внутренних дел, МЧС и др.

Наравне с разъездной работой, выполняемой не на своих рабочих местах, таковой считается работа в полевых и экспедиционных условиях, работа в пути.

Соответственно, следует отличать разъездной характер работы от работы в пути, полевых и экспедиционных условиях. В связи с этим разъясним, что к работе в полевых условиях обычно относят геолого-разведочные, топографо-геодезические, лесозаготовительные, деревообрабатывающие или другие работы, связанные с необустроенностью труда и быта работников и нахождением производственных объектов за пределами населенных пунктов.

Чтобы определить, что такое работа экспедиционного характера, можно обратиться к гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. В соответствии с Правилами экспедитором признается лицо, оказывающее или организующее оказание определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В обязанности экспедитора по перевозке грузов входят сопровождение груза к месту назначения, обеспечение необходимого режима хранения и сохранности груза при транспортировке, сдача доставленного груза и оформление приемо-сдаточной документации.

Таким образом, можно сделать вывод, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.

Что касается работы в пути, то это работа, выполняемая при движении транспортного средства. Такую работу осуществляют, в частности, капитаны-наставники, водители, работающие на международных перевозках, кондукторы, контролеры (Постановление Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579).

Как видим, некоторые работы, в том числе работу водителя, можно отнести и к экспедиционным работам, и к работе в пути, и к разъездной работе. О том, к какому виду следует отнести ту ли иную работу, говорится в Письме ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488 (далее - Письмо N ШС-37-3/8488): Минздравсоцразвития России в Письме от 18.09.2009 N 22-2-3644 сообщило, что поскольку в действующем законодательстве понятие "разъездной характер работы" отсутствует, то решение об отнесении той или иной работы к работе, подпадающей под действие ст. 168.1 ТК РФ, принимается в организации.

При этом для работодателя главное - не перепутать разъездную работу с командировками.

Обратите внимание! Служебной командировкой является поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ст. 166 ТК РФ, Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ).

В отличие от командировок, которые носят временный характер и ограничены определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер.

При этом работники с разъездным характером работы, как и остальные сотрудники, могут направляться в командировки.

Оформление разъездного характера работы

Как установлено ст. 168.1 ТК РФ и подтверждается Письмом N ШС-37-3/8488, перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работников, работающих в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Кроме того, в силу ст. 57 ТК РФ условие, определяющее в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.), является обязательным условием трудового договора. Оно может выглядеть следующим образом: "Постоянная работа работника связана с разъездами и предполагает выполнение должностных обязанностей вне места расположения работодателя. Работнику устанавливается разъездной характер работы с возмещением расходов, размеры и порядок возмещения которых работодатель определяет в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ".

Для отчетности о служебных поездках на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутные листы, план поездок или другой документ, который работник может заполнять каждый день, раз в неделю или раз в месяц в зависимости от количества поездок.

По окончании периода такой документ сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, бухгалтеру и др.).

Маршрутный или путевой лист оформляется на один день либо срок, не превышающий одного месяца, и сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т.д.).

Вопрос о заполнении табеля учета рабочего времени в отношении лиц, работающих в пути или имеющих разъездной, экспедиционный характер работы, до сих пор остается открытым. Полагаем, что, если работа носит разъездной характер и сотруднику установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле рабочее время следует отмечать кодом "Я", так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте.

В результате можно сделать вывод, что по сравнению с оформлением командировок разъездной характер работы несколько облегчает документооборот в организации. В любом случае, устанавливать ли разъездной характер работы работникам, чьи трудовые функции связаны с частыми служебными поездками, или направлять их в командировки, решает работодатель.