Расходы на приобретение и ремонт автомобиля

Статья: Расходы на приобретение и ремонт автомобиля (Валова С.) ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 10) {КонсультантПлюс}

В силу п. 47 Инструкции N 157н основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из суммы фактических вложений в его приобретение с учетом суммы НДС, предъявленной учреждению поставщиком (продавцом). В первоначальную стоимость кроме суммы, уплачиваемой поставщику за автомобиль в соответствии с договором, включаются следующие расходы:

  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, связанные с приобретением объекта основного средства;
  • таможенные пошлины, сборы и иные аналогичные платежи;
  • затраты на доставку объекта основного средства до места его использования;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) учреждение вправе включить государственную пошлину за комплекс юридически значимых действий по регистрации автотранспортного средства в первоначальную стоимость автомобиля.

Подлежат ли включению в первоначальную стоимость автомобиля расходы, произведенные казенным учреждением на страхование гражданской ответственности? По данному вопросу были приведены разъяснения в Письме УФМС по г. Москве от 02.03.2006 N 20-12/16322. В нем специалисты налогового ведомства указали, что суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не могут быть учтены в его первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость автомобиля формируется исходя из п. 30 Инструкции N 162н на счете 1 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения". Учет операций по вложениям в объект основных средств отражается по дебету этого счета, по кредиту происходит их списание при принятии объекта основных средств к учету.

Как правило, производитель автомобиля или автосалон проводит все процедуры, необходимые для нормальной эксплуатации нового автомобиля (устанавливает защиту картера, сигнализацию и т.п.). Их стоимость включается в цену автомобиля. Но иногда учреждение, купившее автомобиль, самостоятельно или с помощью специализированной организации монтирует специальное оборудование, необходимое для оснащения автомобиля, скажем, рацию.

Цена рации либо иного устройства (например, автомобильного навигатора) в первоначальную стоимость автомобиля не включается. Устройства учитываются как отдельный инвентарный объект в составе основных средств на счете 101 34 000 "Машины и оборудование".

Отметим, что для новой машины покупается комплект зимних шин, которые служат не один год и зачастую стоят недешево. Однако в первоначальную стоимость автомобиля их включать также не нужно. Принятые к учету приобретенные автошины учитываются учреждением на счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (п. 21 Инструкции N 162н). В процессе выдачи шин в эксплуатацию происходит их списание со счета 0 105 36 000 с дальнейшим отражением на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных".

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 (двигателей, аккумуляторов, шин и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции N 157н). Так как на автомобилях используются зимние и летние шины, для удобства контроля за их учетом можно ввести и утвердить в учетной политике аналитику к забалансовому счету 09: летние шины отразить на субсчете 09/1, зимние шины - на субсчете 09/2. Аналитический учет по счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должностей, фамилий, имен, отчеств (табельных номеров), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров - при их наличии) и их количеству.

Автошины списываются с забалансового учета по причине их непригодности к дальнейшему использованию, в случае хищения либо реализации.

При списании шин с забалансового учета рекомендуем использовать акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), поскольку этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов (Приложение 5 к Приказу Минфина России N 173н).

В соответствии с п. 86 Инструкции N 157н начисление амортизации на автомобиль начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

Поддерживать транспортное средство в пригодном для эксплуатации состоянии или вернуть ему первоначальные эксплуатационные характеристики можно посредством ремонта, модернизации либо переоборудования.

Согласно п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, в зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт делится на капитальный, средний и текущий.

Любой ремонт в организации проводят с одной целью - поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт не улучшают технические характеристики автомобиля, не меняют его назначение и не придают новые качества отремонтированному транспортному средству. Если подобное изменение произошло, то речь идет не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации или реконструкции объекта. Если автомобиль подвергся модернизации, понесенные расходы изменят его первоначальную стоимость (п. 27 Инструкции N 157н).

Текущий (средний, капитальный) ремонт не приводит к изменению эксплуатационных характеристик автомобиля. Расходы, произведенные казенным учреждением на такой ремонт, не включаются в первоначальную стоимость транспортного средства, а учитываются в составе затрат, относящихся на себестоимость оказываемой государственной услуги.

В силу п. 121 Инструкции N 162н расходы по ремонту имущества, закрепленного за казенным учреждением в оперативное управление, отражаются по дебету счета 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества".

Ремонт автомобиля может проводиться как самим учреждением (хозяйственным способом), так и силами сторонних организаций (подрядным способом).

При осуществлении ремонтных работ хозяйственным способом затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:

  • расход материалов - актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • расходы на оплату труда - табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403), утвержденными Приказом Минфина России N 173н.