Государственный надзор в области автомобильного транспорта

Статья: Государственный надзор в области автомобильного транспорта (Гусев А.) ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2014, N 4) {КонсультантПлюс}

В соответствии с п. 8 Положения о транспортном надзоре предметом проводимого Ространснадзором государственного надзора в области автомобильного транспорта является соблюдение проверяемыми учреждениями в процессе их деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области транспорта, в том числе:

  • требований в отношении наличия помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или наличия договоров со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле технического состояния транспортных средств;

  • требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;

  • требований к обеспечению соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к ним при осуществлении перевозок автомобильным транспортом;

  • требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Порядок проведения Ространснадзором мероприятий по контролю за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта установлен Административным регламентом Ространснадзора по исполнению государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 204 (далее - Административный регламент). Кроме того, при проведении контрольных мероприятий Ространснадзор обязан руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Проводимые Ространснадзором контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Кроме того, проверки бывают документарными и выездными.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае внеплановой проверки организация уведомляется любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала.

Необходимо отметить, что срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контрольного органа, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого учреждения, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора, территориальных органов.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение учреждением обязательных требований, Ространснадзор, территориальный орган направляют мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя Ространснадзора или руководителя территориального органа о проведении проверки.

В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое учреждение обязано направить в Ространснадзор или территориальный орган указанные в запросе документы.

К наиболее распространенным можно отнести следующие нарушения.

В учреждении не проводятся медицинские осмотры водителей. В соответствии с нормами Закона о безопасности дорожного движения (в редакции, действующей с 31.03.2014) юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС.

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители ТС).

Нарушение установленного порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., а на юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).

Специалисты учреждения, отвечающие за обеспечение безопасности движения, не прошли обучение и аттестацию на соответствие занимаемой должности. В силу п. 2 Приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" (далее - Положение N 13/11) исполнительные руководители и специалисты учреждения, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, должны иметь удостоверение установленной формы о прохождении аттестации. Аттестация проводится в целях определения пригодности указанных лиц к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

Не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, регламентированы Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

В соответствии с п. 7 Положения N 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - семи часов.

Не осуществляется повышение квалификации водителей, а также не проводятся мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Заметим, что периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Не соблюдаются требования о проведении технического обслуживания транспортных средств. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения учреждения, имеющие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, обязаны поддерживать их в технически исправном состоянии.

При проведении технического обслуживания учреждениям следует руководствоваться требованиями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.

Не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения водителями. В силу п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения государственные (муниципальные) учреждения обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Транспортные средства не оснащены тахографами. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения государственные (муниципальные) учреждения обязаны оснащать ТС техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей (тахографами).