Что такое специальная оценка условий труда?

Статья: Что такое специальная оценка условий труда? (Гусев А.) ("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 5) {КонсультантПлюс}

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

На основании Федерального закона N 426-ФЗ такой оценке подлежат все рабочие места в организации.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда в учреждении образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию возглавляет руководитель учреждения или уполномоченное им лицо.

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждается перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Примечание. В состав комиссии входят представители администрации учреждения, в том числе специалист по охране труда. Состав комиссии и порядок осуществления ею деятельности утверждаются приказом руководителя учреждения.

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Идентификация должна осуществляться экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению такой оценки.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения таких факторов не проводятся.

В соответствии с п. 2 Методики N 33н идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы.

  1. Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов

  2. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются вредными и (или) опасными в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Классификатором.

  3. Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

  4. Оформление результатов идентификации. Они заносятся в раздел "Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда" отчета о проведении такой оценки.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в предусмотренном законодательством РФ порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям

В случае если в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в предусмотренном законодательством РФ порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, к протоколу прилагается заключение эксперта о возможности использования указанных результатов.

Согласно п. 17 Методики N 33н комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение таких исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасным без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

В течение 10 дней со дня принятия такого решения учреждение должно направить в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения копию данного протокола комиссии, содержащего это решение.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При этом работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета должны быть размещены на сайте учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, учреждение подает в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении данного срока и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, обозначенных в ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается, и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Таким образом, при отсутствии в учреждении несчастных случаев с работниками, а также при отсутствии у них профессиональных заболеваний декларация может действовать бесконечно (она будет автоматически продлеваться каждые пять лет). Напомним, что Порядком проведения аттестации рабочих мест предусматривалось проведение аттестации каждые пять лет.