На смену аттестации пришла спецоценка

Статья: На смену аттестации пришла спецоценка (Смолева М.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 2) {КонсультантПлюс}

Начало 2014 г. ознаменовалось серьезными изменениями в сфере охраны труда. Теперь учреждения, как и все другие работодатели, вместо аттестации рабочих мест должны проводить специальную оценку условий труда - соответствующий Закон вступил в силу 1 января текущего года.

Как известно, до 2014 г. законодательство РФ предусматривало три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными факторами:

  • аттестацию рабочих мест (АРМ) - на основе ее результатов сотрудникам сокращалась продолжительность рабочего времени, устанавливались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и другие компенсации;
  • специальную оценку условий труда (в 2013 г. она проводилась в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам);
  • государственную экспертизу условий труда, осуществляемую Рострудом.

Сегодня в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) эти процедуры объединены и унифицированы. То есть организации должны проводить исследование рабочего места своих сотрудников однократно, а его результаты могут использоваться во всех целях - и при уплате страховых взносов в ПФР, и при предоставлении гарантий и компенсаций сотрудникам.

Спецоценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом применения мер защиты (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Эти процедуры должны проводиться не реже одного раза в пять лет, если за это время не возникло оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Однако если рабочие места организации уже прошли аттестацию, ее результаты будут действительны в течение пяти лет с даты ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию исследования возложена на работодателя. Для этого ему потребуется привлечь специализированную организацию, обладающую необходимым измерительным оборудованием и экспертами.

Среди обязанностей специализированной фирмы, перечисленных в ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ, отдельно отмечено то, что она не может приступать к проведению спецоценки (или должна приостановить работу), если организация-заказчик не представила необходимые сведения и документы по условиям труда на рабочих местах или отказалась обеспечить условия для исследований.

Участвует в процедурах спецоценки и профсоюз. Его представитель включается в состав комиссии, создаваемой в учреждении для оценки условий труда (ч. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, профсоюз или иной представительный орган работников может запросить у экспертной организации обоснование результатов спецоценки (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ) и потребовать проведения внеплановой спецоценки (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Еще одно важное изменение заключается в следующем. Учреждения, как и другие работодатели, обязаны осуществлять исследование условий труда в отношении всех рабочих мест, хотя ранее (до 2014 г.) не каждое из них подлежало аттестации. Например, если сотрудник работал исключительно за персональным компьютером и с оргтехникой, такое место не нужно было аттестовывать.

Исключением из правил сейчас являются только надомники и дистанционные работники, а спецоценка условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется отдельными федеральными законами (ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Вместе с тем Закон N 426-ФЗ предусматривает упрощенную процедуру спецоценки для тех организаций, у которых имеются так называемые аналогичные рабочие места. В этом случае спецоценка осуществляется в отношении 20% таких мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем местам, признанным аналогичными (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Но если в ходе исследования обнаружится, что хотя бы одно из рабочих мест, объединенных в данную группу, не соответствует признакам аналогичности, спецоценку должно будет пройти уже каждое из них.

Свои особенности имеет и спецоценка в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства, в котором среди прочих названы рабочие места профессиональных спортсменов в период проведения учебно-тренировочных и подготовительных занятий, а также представителей творческих профессий. Этот факт нужно учесть учреждениям физкультуры и спорта и учреждениям культуры.

Процедура спецоценки состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала учреждению необходимо провести подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона N 426-ФЗ): создать комиссию, куда войдут представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и профсоюза (число членов должно быть нечетным), а затем утвердить график проведения спецоценки. Комиссия также утверждает перечень рабочих мест, подлежащих исследованию, с указанием аналогичных рабочих мест.

  2. Затем начинается непосредственная работа по спецоценке. Эксперту специализированной фирмы предстоит идентифицировать потенциально вредные и опасные факторы на подлежащих исследованию местах. Это совершенно новый этап работ, которого не было в процедуре АРМ.

  3. Также является новацией декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляемое в отношении рабочих мест, где не обнаружено вредных или опасных факторов.

  4. При наличии потенциально вредных или опасных факторов, обнаруженных на втором этапе работ, специализированная фирма приступает к их измерению и исследованию.

  5. Завершающей процедурой становится оформление результатов спецоценки.

Результаты спецоценки могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, обязательных для работодателей. В частности, на эти результаты учреждение может опереться при разработке и реализации мероприятий по улучшению условий труда работников, обеспечении их средствами индивидуальной и коллективной защиты, организации медосмотров, предоставлении компенсаций за работу во вредных или опасных условиях.

То есть организации в отношении выплат своим сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях, должны применять тарифы в размере от 2 до 8%. Но если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф платить не придется - работодатель будет от него освобожден. В этом, по мнению разработчиков Закона N 426-ФЗ, и заключается основной стимул: чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в ПФР.

Более детально теперь прописаны и меры ответственности за нарушения в сфере охраны труда. Эти меры установлены в дополнительных ст. ст. 5.27.1 и 14.54 КоАП РФ (для работодателей и фирм, проводящих спецоценку, соответственно). Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки или ее непроведение повлечет за собой предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 60 000 до 80 000 руб. (для юридических лиц). То есть за незначительное нарушение сейчас может быть вынесено предупреждение (такой меры раньше не было).

Однако другие наказания стали более жесткими. Например, если названные выше нарушения будут совершены повторно - штрафы возрастут до сумм в 30 000 - 40 000 руб. (для должностных лиц) и 100 000 - 200 000 руб. (для юрлиц). Возможны также дисквалификация должностного лица на срок от года до трех лет и приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Напомним, что до этого максимальный штраф для работодателей, нарушивших законодательство об охране труда, ограничивался 50 000 руб.

Изменена и уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда. Статья 143 УК РФ предусматривает для лица, ответственного за соблюдение требований охраны труда (как правило, им является руководитель), штрафы, обязательные, исправительные, принудительные работы либо лишение свободы, если работник организации получил увечье или погиб на производстве.

Часть новых санкций (административные штрафы) начнет действовать только с 1 января 2015 г. - на это указано в ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Так что у учреждений еще есть время привести свои дела в порядок. А вот поправки в УК РФ уже вступили в силу с начала текущего года.