Оценка условий труда по общим правилам

Статья: Оцениваем условия труда работников по новым правилам (Зайцева Г.) ("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

Многие нормы Федерального закона N 426-ФЗ повторяют положения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок N 342н).

Так, исследовать условия труда по-прежнему должны все работодатели - юридические лица, причем делать это нужно не реже одного раза в пять лет (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 1, пп. "а" п. 8 Порядка N 342н). Сохранена и возможность не проводить плановые исследования. Раньше это разрешалось в силу пп. "б" п. 8 Порядка N 342н, позволяющего не осуществлять аттестацию в отношении рабочих мест, признанных по результатам предыдущей аттестации безопасными. С начала 2014 г. основанием для непроведения повторных работ стала ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ. Она предусматривает продление на следующие пять лет срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если на задекларированном рабочем месте не был зафиксирован несчастный случай или не было выявлено профзаболевание работающего на нем сотрудника.

Общими для процедур АРМ и спецоценки являются и некоторые послабления для работодателей. Например, ч. 6 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ, п. п. 12, 40 Порядка N 342н разрешают организациям выделять аналогичные рабочие места. В этом случае условия труда оцениваются только на 20% таких мест (но не менее двух), а результаты исследования применяются ко всем рабочим местам, являющимся аналогичными. Но если в ходе изучения выяснится, что хотя бы одно из этих мест не соответствует признакам аналогичности, исследования должны проводиться уже в отношении каждого из них.

Другим примером послабления является то, что и раньше, и сейчас не требуется изучать условия труда на рабочих местах офисных сотрудников, которые заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют копировально-множительную и иную офисную технику, а также бытовые приборы, не используемые в технологическом процессе производства. Об этом сказано в п. 4 Порядка N 342н и п. 61 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Приказ N 33н, Методика N 33н). Административно-управленческий персонал автономных учреждений, в том числе бухгалтерская служба, подпадает под действие указанных норм.

Если сотрудники проводят за персональным компьютером более 50% рабочего времени, условия труда на таком рабочем месте подлежат исследованию. На данный факт указал Минтруд России в Письме от 08.04.2013 N 15-1-859. Ведомство пояснило, что электромагнитное поле, излучаемое персональным компьютером, относится к группе вредных и (или) опасных производственных факторов при условии, что работа за компьютером по считыванию, вводу информации, а также работа в режиме диалога в сумме составляет не менее 50% рабочего времени.

В то же время имеются различия между прежним и новым механизмом, и они довольно существенны. Прежде всего, нововведения касаются непосредственной работы по спецоценке: сюда добавлены два этапа, которых не было в процедуре АРМ, - идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Чтобы выявить на обследуемом рабочем месте указанные факторы и их источники, эксперт специализированной организации должен изучить техническую, кадровую и иную документацию, предоставленную ему работодателем (п. 5 Методики N 33н). Эксперт также может осмотреть конкретное рабочее место, ознакомиться с работами, выполняемыми на нем в штатном режиме, и опросить сотрудника и (или) его непосредственных руководителей. Таким образом, идентификация вредности и опасности основана на анализе соответствующих документов, визуальном осмотре и не требует инструментальных измерений.

Затем эксперт специализированной организации должен сопоставить факторы, имеющиеся на конкретном рабочем месте и предусмотренные названным Классификатором, и установить совпадения. Согласно п. 6 Методики N 33н это делается путем сравнения наименований. Наличие совпадений означает, что вредные и (или) опасные факторы идентифицированы и подлежат последующим исследованиям и измерениям (п. 7 Методики N 33н). Если же совпадений не обнаружено (они не выявлены вовсе или наименования имеющихся факторов не совпадают с показателями Классификатора), эксперт делает вывод об отсутствии на конкретном рабочем месте вредных и опасных факторов. На этом основании комиссия признает условия труда допустимыми, а дальнейшие измерения не проводятся (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ, п. 8 Методики N 33н).

Результаты идентификации заносятся в отчет о проведении спецоценки, форма которого также утверждена Приказом N 33н.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные факторы не идентифицированы и условия труда признаны допустимыми, работодателю нужно составить декларацию соответствия. Это позволит автономному учреждению избежать проведения дорогостоящих исследований и сэкономить денежные средства.

В силу ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ документ нужно подавать в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ).

Причем согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ срок этот может быть увеличен. Если в течение периода действия документа на задекларированном рабочем месте с сотрудником не произошло никаких несчастных случаев на производстве и у него не были обнаружены профзаболевания, причиной которых стало воздействие вредных и (или) опасных факторов, декларация продлевается еще на пять лет. То есть при благоприятном развитии событий декларацию можно составить единожды и она будет действовать неограниченный период времени.

Однако, если на задекларированном рабочем месте все-таки произошел инцидент, действие декларации в отношении данного рабочего места прекращается и проводится внеплановая спецоценка условий труда. Об этом сказано в ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 426-ФЗ.

Существуют и другие отличия спецоценки от АРМ. В частности, новый механизм предполагает более высокий уровень информационной открытости работодателей и специализированных организаций.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ на сайте должны публиковаться сводные данные о результатах спецоценки в части установления классов (подклассов) условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка. Сведения необходимо разместить в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Отметим, что требований публиковать в сети Интернет какие-либо результаты АРМ раньше не было - существовала лишь обязанность работодателя направлять соответствующую сводную ведомость в инспекцию труда (п. 45 Порядка N 342н).

Кроме того, результаты спецоценки, в том числе в отношении рабочих мест, по которым подана декларация соответствия, с 2016 г. подлежат передаче в федеральную государственную информационную систему учета. Правда, как сказано в ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ, обязанность по представлению расширенных сведений возлагается на специализированную организацию. Но если последняя не исполнит это требование, работодатель вправе сам подать имеющиеся у него данные в инспекцию труда по субъекту РФ, а та уже передаст сведения в информационную систему учета (ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона N 426-ФЗ).

В силу ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ результаты проведения спецоценки могут использоваться как при установлении работникам гарантий и компенсаций, так и при определении размеров страховых взносов. Причем полученные данные применимы не только для расчета скидок (надбавок) к тарифу на страхование от травматизма, но и для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР.

То есть, если условия труда на том или ином рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф платить не придется - работодатель будет от него освобожден. В других же случаях дополнительный тариф нужно начислять на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения страховыми взносами, независимо от источника финансирования этих выплат (п. 8 Письма ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622).

Подведем итог. Новый механизм проведения спецоценки сохранил преемственность с прежним механизмом проведения АРМ. Общей осталась, например, организационная сторона работы. В то же время сама процедура проведения оценки условий труда изменилась. Введенные Федеральным законом N 426-ФЗ идентификация вредности и опасности, а также последующее декларирование соответствия условий труда должны облегчить жизнь тем работодателям, у которых имеется большое количество рабочих мест с безопасными условиями труда.