Организация внутреннего контроля в АУ

Статья: Организация внутреннего контроля в АУ (Орлова О.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 6) {КонсультантПлюс}

Внутренний контроль (ВК) - это работа автономного учреждения, его органов управления, подразделений и сотрудников, направленная на повышение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Создание полноценной системы ВК в автономном учреждении предусматривает следующие действия:

1) распределение полномочий по ВК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы внутреннего контроля (СВК);
2) принятие локальных актов по ВК;
3) разработку контрольных мероприятий и форм отчетности по ВК;
4) доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВК учреждения путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В зависимости от масштаба АУ и его финансовых возможностей выполнять функции ВК могут: СВК, сотрудник по ВК, комиссия по ВК. Также отметим, что руководитель любого уровня выполняет контрольные функции - в этом его отличие от рядового персонала. Поэтому если у АУ нет возможности вменить осуществление ВК в исключительном порядке (под этим подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), в локальных актах по ВК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений в осуществлении ВК. У ряда подразделений АУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Главное преимущество самостоятельной СВК - в отсутствии у нее исполнительных функций, сосредоточении ее усилий исключительно на контроле.

В число локальных актов по ВК могут войти следующие документы:

1) положение о ВК, в котором следует отразить цели и задачи ВК, порядок его организации, его кадровое обеспечение;
2) положение о СВК с указанием прав и обязанностей СВК, обязанностей работников АУ по взаимодействию с сотрудниками СВК;
3) приложения к положению по ВК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов, план действий в чрезвычайных ситуациях);
4) посвященный ВК раздел учетной политики.

В порядке текущей работы СВК руководитель АУ утверждает следующие документы: график проверок, план проверок, программу проверки.

В свою очередь, текущая работа СВК состоит из:

1) контрольных мероприятий, проводимых в соответствии с утвержденным руководителем АУ графиком проверок;
2) составления актов проверок по результатам контрольных мероприятий, в которых указываются проверяемый период, время проведения проверки, проверяемые вопросы, выявленные нарушения, рекомендации по исправлению нарушений;
3) подготовка отчетов о выполненной СВК работе;
4) сопровождение внешних проверок контролирующих органов.

По текущей работе обязательно должны остаться документальные "следы", которые бы свидетельствовали о том, что внутренний контроль АУ носит регулярный характер. Поэтому даже если ВК организован в минимально допустимом объеме, в штате автономного учреждения должен быть сотрудник, на которого возлагается обязанность следить за полнотой и актуальностью документации.

Внутренний контроль рекомендуется проводить по линии административного и финансового контроля, который носит предварительный (до совершения операции), текущий (на стадии совершения операции) и последующий характер (по итогам совершения операции).

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными автономным учреждением полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Финансовый контроль заключается в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми локальными актами и их адекватном отражении в учете и отчетности.

Таким образом, в условиях (скорее всего, временных) отсутствия стандартов внутреннего контроля уровень ВК отдельного автономного учреждения может находиться в границах от формального соответствия нормативным актам до высокоразвитой системы управления рисками, включая анализ рисков внешней среды.

На фоне углубления мирового экономического кризиса нельзя не отметить следующее конкурентное преимущество АУ. Основная его деятельность представляет собой "тихую гавань", которая может стать убежищем в случае негативного сценария макроэкономического развития. Лишенные подобной поддержки мелкие и средние предприниматели во время кризисов часто разоряются. Государственные и муниципальные учреждения, переждав тяжелые времена, смогут быстро освоить освободившийся рынок и тем самым открыть для себя новые перспективы в развитии предпринимательской деятельности.