Ведение расчетных операций АУ в кризисных условиях

Статья: Ведение расчетных операций АУ в кризисных условиях (Орлова О.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 5) {КонсультантПлюс}

Автономные учреждения обладают уникальной (по сравнению с коммерческими организациями) возможностью открыть счет для проведения расчетных операций как в Казначействе, так и в коммерческом банке (банках). Сравнивая шансы сохранения денег в зависимости от места их хранения, можно сказать, что лицевой счет в Казначействе в отличие от расчетного счета в коммерческом банке не подвергается кредитному риску. Обусловлено это тем, что Казначейство открывает счета по учету средств клиентов в территориальном учреждении Банка России, а как известно, Банк России эмитирует российскую валюту, поэтому нехватки рублевых денежных средств у него быть не может. Следовательно, если перед АУ стоит задача обезопасить свои денежные средства от потери и по законодательству есть возможность выбора банковского учреждения, предпочтительнее открывать лицевые счета в Казначействе.

За отсутствие кредитных рисков приходится платить затяжной (по сравнению с прохождением расчетного документа в коммерческом банке) процедурой исполнения платежа. Согласно ч. 3.21 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) операции со средствами АУ осуществляются Казначейством не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления АУ расчетных документов. Кредитная же организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа (ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Хотя разница в исполнении платежных документов не превышает одного-двух дней, этот срок бывает критичным при управлении платежным календарем АУ. Таким образом, по оперативности исполнения расчетных документов Казначейство уступает коммерческим банкам.

При устойчивой банковской системе традиционными критериями при выборе банка выступают тарифы расчетно-кассового обслуживания, удобство, сопутствующие услуги, в меньшей степени - надежность банка, поскольку предполагается, что в целом финансовая система сильная и стабильная. При наличии признаков проблемности банковской системы АУ не могут себе позволить работать с любым банком, ведь риск потерять деньги резко возрастает.

Если у АУ нет возможности перейти на обслуживание в более надежный банк, в качестве способа защиты средств на расчетном счете можно использовать овердрафт. Среди других форм заимствования преимущество овердрафта заключается в том, что можно под "вечерние" поступления выручки оплатить платежи за счет кредитных средств. Таким способом АУ получает бесплатное внутридневное финансирование и нулевые остатки по расчетному счету, что станет особенно важно, если у обслуживающего банка отзовут лицензию. Если последнее произойдет, а на счетах АУ останутся денежные средства, автономному учреждению придется ожидать возврата своего имущества в порядке общей очередности кредиторов, установленной ГК РФ.

Остановимся подробнее на вопросе сохранности в банках имущества сотрудников автономного учреждения. Средства работников, перечисленные на их счета в рамках зарплатных проектов, с юридической точки зрения являются вкладами физических лиц, которые подлежат обязательному страхованию и защищены Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Учитывая то, что максимальная возмещаемая сумма составляет 700 тыс. руб., можно сказать: практически все средства сотрудников АУ защищены системой страхования от кредитного риска. Конечно, при наступлении страхового случая сотрудникам АУ придется ожидать получения денег, что сопряжено с определенными процедурами, но деньги потеряны не будут. Они могут быть получены вне общей очереди прочих кредиторов банка.

Существуют два основания выплаты страховки вкладчикам: отзыв у кредитной организации лицензии и введение со стороны Банка России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Срок выплаты вкладов Агентством по страхованию вкладов составляет три рабочих дня со дня представления всех необходимых документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

Рейтинги, финансовая отчетность не могут являться доказательством надежности банка, поскольку манипулирование отчетностью - это одно из самых частых банковских нарушений. Чтобы руководители АУ при необходимости могли самостоятельно выявить признаки ухудшения финансового положения банка, перечислим наиболее частые из них:

1) задержки в исполнении платежей (даже разовая задержка должна насторожить);

2) массированная реклама по привлечению вкладов со ставками выше рыночных;

3) пустые или технически неисправные банкоматы;

4) задержки в исполнении документов сотрудники банка объясняют сбоями в работе оборудования и программных средств;

5) задержки в поступлении средств объясняются законным правом банка зачислить средства на следующий день.

Даже в стабильные времена не следует упускать из виду такой аспект расчетных операций, как договорное условие исполнения платежа. Наличие в договоре четко прописанного момента исполнения денежного обязательства убережет автономное учреждение от лишних хлопот в случае ненадлежащего исполнения банками расчетных документов.

Момент уплаты налогов однозначно прописан в налоговом законодательстве. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление налога в бюджет со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Однако если банк списал деньги с расчетного счета налогоплательщика, но при этом не исполнил поручение, на лицевом счете налогоплательщика в налоговом органе поступление налога никак не отразится. Эта проблема была исследована Конституционным Судом, и в его Постановлении от 12.10.1998 N 24-П был сделан вывод о том, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Как же поступить автономному учреждению при его добросовестных действиях в том случае, если средства с расчетного счета в коммерческом банке были списаны, но не поступили в бюджет? При получении требования об уплате налога следует направить в налоговый орган письмо об исполнении обязанности по уплате налога с приложением копий всех необходимых документов. При несогласии налогового органа - обжаловать действия налоговиков в вышестоящий орган, а если потребуется, то и в суд. Существует обширная арбитражная практика, которая подтверждает, что суды нередко встают на сторону налогоплательщика (Определение ФАС МО от 18.04.2013 N А40-71911/12-91-398, Постановления ФАС МО от 20.03.2013 N А40-76467/12-116-163, от 25.01.2013 N А40-37852/12-99-194).

Мы остановились на основных "болевых точках", которые дают о себе знать, если обслуживающий банк переживает не лучшие времена. В заключение дадим основные рекомендации по ведению расчетных операций АУ в нестабильных макроэкономических условиях.

  1. Перевести максимально возможный объем операций в Казначейство.
  2. Предусмотреть альтернативный порядок выдачи заработной платы денежной наличностью (на случай отзыва лицензии у коммерческого банка, обслуживающего пластиковые счета сотрудников АУ).
  3. По возможности перевести зарплатные проекты из мелких банков в крупные.
  4. Перевести расчетные счета из обычных коммерческих банков в банки с государственным участием.
  5. При банковском обслуживании в первую очередь руководствоваться надежностью банка и лишь во вторую - тарифами.
  6. По возможности обнулять остаток по расчетному счету в коммерческом банке, используя овердрафт.
  7. Избегать валютных операций, в противном случае проводить валютные операции в кратчайшие сроки, не оставляя открытых валютных позиций на длительное время.
  8. При инвестировании временно свободных денежных средств отдавать предпочтение краткосрочным депозитам.