Изменения в законодательстве в отношении закупок

Статья: Изменения в федеральном законодательстве в отношении госзакупок (Чагин К.Г.) ("Руководитель бюджетной организации", 2014, N 7) {КонсультантПлюс}

С 01.01.2014 бюджетные учреждения при осуществлении закупочной деятельности стали пользоваться новым Законом - Законом о контрактной системе.

В перечень понятий, используемых в Законе, было добавлено понятие "совокупный годовой объем закупок (СГОЗ)" - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3).

Согласно внесенным изменениям проектно-сметный метод определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, теперь может применяться заказчиками при закупке работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений (ч. 9.1 ст. 22). Отметим, что если заказчик не использует это право, то он должен применять при таких закупках метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) (ч. 6 ст. 22).

Уточнено, что при расчете 15% от СГОЗ, на которые заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и НКО, не учитываются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - ЕП);
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1.1 ст. 30).

Установлено, что порядок подготовки и форма отчета об объеме закупок у СМП, НКО должны быть определены Правительством РФ (ч. 4.1 ст. 30).

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, НКО теперь должно включаться в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта (ч. 6 ст. 30).

При проведении целевой закупки у СМП и НКО в контракт должно включаться обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30). Такое требование является еще одной преференцией в отношении СМП и НКО.

При подаче заявок на участие в закупках СМП и НКО теперь будет достаточно просто декларировать свою принадлежность к таким типам поставщиков, а не представлять документы, подтверждающие эту принадлежность. Обязанность заказчиков проверять декларируемые сведения Законом не установлена.

Это упрощает доступ данных поставщиков к участию в закупках.

Из числа единых требований, которые заказчик обязан устанавливать в отношении участников закупки, исключено требование о правомочности участника закупки заключать контракт. Отметим, что на практике суть данного требования была неясной для заказчиков, а теперь неясности нет.

Установлено, что нормирование затрат при закупках будет относиться только к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных данным органам казенных учреждений. Следовательно, нормирование затрат для закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями, применяться не будет.

Заключение отдельных видов контрактов. Ранее такие обязательные требования к содержанию контрактов, как установление штрафных санкций, использование типовых контрактов, наличие плана-графика исполнения контракта, условия оплаты контракта, могли не применяться заказчиками к контрактам, заключаемым с ЕП в случае закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., контрактам на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия, а также закупку лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, отражаемому в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Теперь перечень этих случаев расширен (ч. 15 ст. 34).

Уточнено, что предусмотренные Законом антидемпинговые меры принимаются в том случае, если при закупке лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участник закупки, с которым заключается контракт, снизил цену хотя бы одного препарата более чем на 25% от предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств.

В перечень случаев, являющихся условиями возврата участнику закупки обеспечения заявок, добавлен случай, когда при несостоявшемся конкурсе или электронном аукционе заказчику не удается согласовать с ФАС заключение контракта с ЕП. При этом конкретным основанием для возврата средств является получение заказчиком соответствующего решения от антимонопольной службы, а при проведении электронного аукциона - получение оператором электронной площадки данного решения от заказчика. Отметим, заказчик должен представить оператору это решение не позднее рабочего дня, следующего после даты его получения (п. 7 ч. 6 ст. 44).

Согласно внесенным в Закон изменениям теперь в реестр банковских гарантий должна включаться не копия договора банковской гарантии, а копия самой банковской гарантии (п. 5 ч. 9 ст. 45).

Новые изменения дают право заказчикам закупать ТРУ, которые могут закупаться через конкурс с ограниченным участием, с использованием других способов закупки, а именно путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у ЕП, при этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2.1 ст. 56).

Дифференцирован срок, на который продлевается подача заявок на участие в электронном аукционе в случае внесения изменений в извещение об аукционе и (или) документацию об аукционе: с даты размещения этих изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе этот срок должен составлять не менее чем 15 дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не менее чем 7 дней.

Уточнено, что если электронный аукцион признан несостоявшимся из-за того, что только вторая часть одной заявки соответствует установленным требованиям, контракт с участником, подавшим данную заявку, заключается как с ЕП (ч. 3.1 ст. 71). Ранее последствия такой конкретной ситуации были не определены, что создавало серьезные неудобства при закупках.