Новые правила оценок заявок участников закупок

Статья: Новые правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров (Соболева Е.) ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 2) {КонсультантПлюс}

01.01.2014 вступили в силу новые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085). Кроме того, указанным документом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". В связи с этим в статье подробно рассмотрим новшества, которые начали действовать 01.01.2014.

Частью 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчику необходимо установить следующие критерии:

  • цену контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Приведенные критерии заказчик должен установить в документации о закупке.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (в том числе предельные величины значимости каждого критерия) устанавливается Правительством РФ (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Теперь он регламентирован Правилами N 1085.

К сведению. Для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены фиксированные государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги, заказчик вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.

Данные Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ. Правилами установлен порядок оценки заявок и окончательных предложений участников закупки.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта" (п. 9 Правил N 1085).

Однако если на основании п. 10 Правил N 1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами N 1085 критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, указанного в п. 12 данных Правил: при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять критерии оценки, предусмотренные п. п. 4 и 5 Правил N 1085. В этом случае заказчик с учетом положений п. п. 9 и 10 поименованных Правил вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки, их величины значимости, а также вправе не применять установленные Приложением к Правилам предельные величины значимости критериев оценки. Кроме того, не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке (п. 13 Правил N 1085).

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) этого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценки заявок подразделяются на стоимостные и нестоимостные. Критерии оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке. Рассмотрим более подробно названные категории оценок.

В силу пп. "а" п. 4 Правил N 1085 к стоимостным критериям оценки относятся:

  1. Цена контракта.
  2. Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных Правил.
  3. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ.
  4. Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.

На основании пп. "б" п. 4 Правил N 1085 к нестоимостным критериям оценки относятся:

  1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
  2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.