Нецелевое использование бюджетных средств

Статья: Нецелевое использование бюджетных средств бюджетными и автономными учреждениями (Ловидова А.Г.) ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 8) {КонсультантПлюс}

Согласно нормам БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу п. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ.

Таким образом, данная статья Бюджетного кодекса позволяет привлекать бюджетные и автономные учреждения, которые не являются участниками бюджетного процесса, к ответственности за нарушения бюджетного законодательства (в том числе за нецелевое использование средств) по ст. 15.14 КоАП РФ и ст. 285.1 УК РФ.

Учреждения и их руководители лично несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственных заданиях, на выполнение которых предоставляются субсидии (совместное Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012). При достижении запланированных значений показателей объема и качества оказания государственных услуг в условиях соблюдения требований законодательства при утвержденном объеме финансового обеспечения госзадания можно говорить об эффективности бюджетных ассигнований на оказание услуг.

Теперь рассмотрим виды наказаний, которые предусмотрены за нецелевое использование бюджетных средств. Так, в соответствии с положениями ст. 15.14 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:

1) на должностных лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

2) на юридических лиц - в размере от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ и использованных не по целевому назначению.

Также согласно п. 1 ст. 285.1 УК РФ за данное нарушение может быть назначено одно из следующих наказаний:

1) штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;

2) принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

3) арест на срок до шести месяцев;

4) лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от одного года до трех лет. Кроме того, в силу п. 2 ст. 285.1 УК РФ в качестве наказания могут быть назначены принудительные работы (лишение свободы) на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под нецелевым использованием бюджетных средств в крупном размере понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупный размер соответствует сумме свыше 7,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).

Добавим, что при осуществлении ведомственного финансового контроля за использованием бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств может привлечь к проведению контрольных мероприятий аудиторскую организацию (согласно п. 29 Положения, утвержденного Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля") и оплачивать ее услуги за счет бюджетных средств. При этом акты о результатах контрольных мероприятий должны быть утверждены уполномоченными должностными лицами главных распорядителей бюджетных средств (работниками, ответственными за проведение таких мероприятий).