Нецелевое использование бюджетных средств: особенности правонарушения

Статья: Нецелевое использование бюджетных средств: особенности правонарушения (Гусев М.Г.) ("Руководитель бюджетной организации", 2013, N 12) {КонсультантПлюс}

Нецелевое использование бюджетных средств - одно из самых распространенных нарушений бюджетного законодательства.

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичные формулировки приведены в КоАП РФ (ст. 15.14) и в УК РФ (ст. 285.1).

Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.

Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В этом случае нарушение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 2 и 3 ст. 306.4 БК РФ). Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств зависит от субъекта нарушения. Бесспорное взыскание бюджетных средств с их получателя при установлении фактов нецелевого использования нецелесообразно экономически.

Определение нецелевого использования бюджетных средств соотносится с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Иными словами, денежные средства из бюджета могут выделяться только с указанием определенного назначения и расходоваться только в указанных в назначении целях.

Ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, то оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет), а на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Обратите внимание на то, что теперь согласно новому определению нецелевого использования бюджетных средств бюджетные учреждения попадают под действие ст. 15.14 КоАП РФ.

Напомним, что отношения между бюджетным учреждением и его учредителем в случае выделения им субсидий регламентируются заключаемым соглашением, которое и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления или направления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ. Кроме того, бюджетное учреждение осуществляет финансовую деятельность в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Постановление по делу об административном правонарушении при нарушении бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении 2 лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Если действие содержит уголовно наказуемое деяние, оно попадает под ст. 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" УК РФ. Согласно данной статье нецелевое расходование бюджетных средств - это расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Деяние наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если нецелевое расходование бюджетных средств совершено группой лиц по предварительному сговору или произведено в особо крупном размере, то наказание будет более суровым: штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Средства субсидии, направленной на софинансирование госзадания, нельзя тратить на оплату труда работников вспомогательных подразделений, не занятых непосредственно в выполнении указанных госзаданий.

Бюджетное учреждение имеет право расходовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, в частности, на обучение своих сотрудников. Однако если обучение не соответствует целям и задачам учреждения, определенным собственником, и нет соответствующего локального нормативного акта, такое расходование средств может быть признано нецелевым.

В деятельности бюджетных учреждений бывают случаи, когда невозможно с очевидностью установить, на какую статью (если статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации).

При возникновении спорной ситуации эксперты советуют ставить вопрос перед судом или иными органами в порядке обжалования документа, фиксирующего итоги проверки, в ходе которой сделаны такие выводы, указывая при этом, что вопрос довольно сложный и нужно проверить всю бухгалтерскую документацию, особенно сметы.

Для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 18 БК РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 также указано, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.