Нецелевое использование бюджетных средств на примере медицинских учреждений

Статья: О нецелевом использовании бюджетных средств в медицинских учреждениях (Гусев А.) ("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11) {КонсультантПлюс}

В Бюджетный кодекс и кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ внесены значительные изменения, в частности, касающиеся понятия "нецелевое использование средств" и административной ответственности за данный вид правонарушения. В статье расскажем, что изменилось в этом понятии, а также рассмотрим арбитражную практику по вопросам нецелевого использования средств учреждениями здравоохранения.

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета (ст. 184.1 БК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств. Напомним, что ранее данное понятие означало направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием для их получения.

В соответствии с ч. 2 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, приводит к бесспорному взысканию суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 3 ст. 306.4 БК РФ).

Судебные споры по нецелевому использованию средств.

Выплата денежной компенсации за счет средств ОМС с последующим восстановлением израсходованных средств на счете ОМС не может быть квалифицирована как нецелевое расходование средств (Постановление ФАС ПО от 17.09.2013 N А55-31800/2012).

Нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым (Постановление ФАС ВСО от 21.05.2013 N А74-4717/2012).

Несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств (Постановление ФАС ЗСО от 31.01.2013 N А27-10241/2012).

Выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест является нецелевым использованием средств (Постановление ФАС ВВО от 28.01.2013 N А82-23/2012).