Особенности закупок для нужд образовательных учреждений

Статья: Особенности закупок для нужд образовательных учреждений (Лобанова О.Л.) ("Советник в сфере образования", 2014, N 3) {КонсультантПлюс}

В первые дни июня был принят и вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ), который внес уточнения и дополнения в Федеральный закон о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ). Данные изменения не только затрагивают исправление технических ошибок и недоработок, но и вносят определенные коррективы в закупочную деятельность учреждений.

Регулирование закупочной деятельности учреждения сферы образования напрямую зависит от его статуса (бюджетное, автономное и т.п.) и схемы организации закупочного процесса. Например, бюджетное образовательное учреждение может часть закупок осуществлять в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом другая часть закупок может быть выведена в сферу регулирования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). В соответствии с последним бюджетное учреждение осуществляет закупки согласно собственному положению о закупках.

Законом N 44-ФЗ предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры.

Законом N 44-ФЗ предусмотрены следующие способы, позволяющие обеспечить конкуренцию:

  • конкурс (все его виды);
  • аукцион (в том числе электронный);
  • запрос котировок и запрос предложений.

Недостатком таких процедур является их длительность и значительный объем закупочного документооборота при организации и проведении процедуры.

Единственная процедура, которая предусматривает закупки в неконкурентных условиях, - это закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законом N 44-ФЗ предусмотрено 37 случаев, когда заказчик имеет право заключить соглашение с любым исполнителем на усмотрение заказчика.

Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Перечень таких оснований зависит от двух факторов:

  • во-первых, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, то есть цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например на проведение конкурентной процедуры;

  • во-вторых, предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует либо субъект является исключительным правообладателем.

Отдельного внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - это осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в ред. Закона N 140-ФЗ).

Образовательное учреждение в целях комплектования библиотечных фондов может осуществлять закупку печатных изданий без процедур торгов непосредственно у авторов или в издательстве, если они являются исключительными правообладателями, в следующих случаях:

  • закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

  • закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается Перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой Перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в Аукционный перечень. Кроме этого, товары (работы, услуги), не включенные в Аукционный перечень, по решению заказчика могут закупаться путем проведения электронного аукциона, то есть за заказчиком остается право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) в отношении закупки таких товаров (работ, услуг).

Запрос котировок. Выбирая запрос котировок как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик забывает о таких двух понятия, как "квартал" и "одноименность". Это связано, прежде всего, с тем, что ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ установлен общегодовой предельный объем закупок, который можно осуществлять путем проведения запроса котировок, вне зависимости от даты размещения извещения, заключения контракта или предмета контракта.

Запрос предложений - это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге. Это новая закупочная процедура в российском закупочном законодательстве с 1992 г., когда начала формироваться практика регламентированных закупок. Данный способ представляет собой процедурный гибрид между конкурсом, аукционом и запросом котировок, и заказчикам только еще предстоит его изучать и осваивать.

Законом N 44-ФЗ предусмотрено разнообразие и выбор закупочных процедур в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В каждой конкретной ситуации у любого заказчика всегда будут аргументы в выборе того или иного способа закупки. На такой выбор будут оказывать влияние следующие факторы:

  • планомерность возникновения потребности (ее предсказуемость и заблаговременная финансовая обеспеченность);
  • наличие (или отсутствие) временного ресурса;
  • принципы выбора победителя, позволяющие более эффективно и результативно осуществить закупку.

Осуществляя закупочную деятельность, необходимо обладать информацией обо всех возможных вариантах закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, но вместе с тем достаточно гибко, не шаблонно подходить к выбору способа закупки с учетом соблюдения интересов и основной деятельности заказчика.

Надо понимать, что нет единого "закупочного" рецепта на все случаи жизни для всех заказчиков для различных сфер деятельности.