Закупка учебников для образовательных учреждений

Статья: Централизованная закупка учебников для обеспечения муниципальных образовательных учреждений (Ларцева Л.) ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 8) {КонсультантПлюс}

Централизованная закупка учебников осуществляется органами самоуправления согласно ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами создается государственный (муниципальный) орган (казенное учреждение), уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков, либо указанные полномочия возлагаются на орган (казенное учреждение) из числа существующих. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме N 08-455, при централизованной закупке учебников и учебных пособий таким уполномоченным органом выступают органы местного самоуправления, которые определяют поставщиков указанных товаров для заказчиков - подведомственных муниципальных образовательных учреждений.

Иными словами, при централизованных закупках обязанности по определению поставщиков товаров (в нашем случае учебников) возлагаются не на самих заказчиков - муниципальные образовательные учреждения, а на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения).

Исходя из вышесказанного, а также применяя положения ст. 26 Закона N 44-ФЗ, условно можно выделить две схемы централизованных закупок учебников:

  1. Когда уполномоченные органы - органы местного самоуправления наделены полномочиями исключительно по определению поставщиков учебников (централизация по определению поставщиков). В данном случае органы местного самоуправления не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе его начальной (максимальной) цены, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики учебников, то есть непосредственно муниципальными образовательными учреждениями. По сути, при такой схеме централизованных закупок уполномоченные органы осуществляют только закупочные процедуры и определяют поставщиков.

  2. Когда уполномоченные органы - органы местного самоуправления наделены полномочиями не только по определению поставщиков учебников, но и по заключению контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных учебников, обеспечению их оплаты (полная централизация).

Независимо от того, какая из этих схем централизованных поставок применяется, выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться непосредственно образовательными организациями (п. 4 ст. 18 и пп. 9 п. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ).

Стоит отметить, что схемы бухгалтерских записей по отражению поступления материальных ценностей в централизованном порядке подробно описаны только в Инструкции N 162н (разд. 6), которую применяют казенные учреждения и государственные (муниципальные) органы власти.

Поскольку централизованные поставки могут быть осуществлены и в отношении бюджетных и автономных учреждений, для них сформируем бухгалтерские проводки по аналогии с проводками, используемыми казенными учреждениями, соблюдая при этом правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях, установленные Инструкциями N N 174н и 183н соответственно.

Рассмотрим порядок отражения наиболее сложной схемы централизованных закупок, когда уполномоченные органы не только выполняют обязанности по определению поставщиков учебников, но и имеют право заключать контракты о поставке, оплачивать их (то есть осуществлять расчеты с поставщиками), участвовать в приемке учебников. В рамках такой схемы могут быть заключены контракты:

  • на централизованное снабжение - предусматривающие исполнение поставки грузополучателю;
  • на централизованное снабжение - предусматривающие исполнение поставки с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для грузополучателя.

Оформление взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения (заказчиком и грузополучателем) осуществляется с обязательным оформлением двух экземпляров извещения (ф. 0504805) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам.

В соответствии с п. 155 Инструкции N 162н в случае формирования заказчиком извещения об отправке поставщиком в адрес грузополучателя учебников последний при получении извещения осуществляет внутренний контроль принятия к учету учебников (их поступлением) с уведомлением заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении учебников в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом путем направления извещения.

В случае оформления в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой заказчика, а также согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение грузополучателем извещения о получении по централизованному снабжению учебников от поставщика два экземпляра указанного извещения направляется заказчику. При этом заказчик при получении извещения грузополучателя заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Закупка учебников для муниципальных школ в основном осуществляется в централизованном порядке. При этом обязанности по определению поставщиков учебников возлагаются на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения). Эти органы (учреждения) также могут обладать полномочиями по заключению контрактов, их оплате и участвовать в приемке учебников.

В зависимости от полномочий, которыми наделены соответствующие органы (учреждения), осуществляющие централизованные закупки, а также от условий заключаемых контрактов порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций, связанных с централизованным снабжением, будет различаться. В данной статье на примерах рассмотрены случаи, когда централизованные поставки учебников осуществляются напрямую грузополучателям - муниципальным образовательным учреждениям или поступают к уполномоченным органам (учреждениям) с последующим их распределением в адрес грузополучателей.

Стоит отметить, что помимо централизованных поставок учебников муниципальные образовательные учреждения вправе самостоятельно их закупать за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Кроме того, в целях обеспечения муниципальных образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями могут быть проведены совместные аукционы двумя и более заказчиками (Письмо N 08-455).