Что включить в план закупок?

Статья: Основные нововведения Закона о контрактной системе (Антропова Т.) ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 11) {КонсультантПлюс}

Действующим законодательством предусмотрено планирование закупок. Согласно п. 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ заказчики, уполномоченные органы должны размещать на официальном сайте <5> планы-графики размещения заказов. Закон о КС расширяет данное требование. С 1 января 2015 г. заказчики будут обязаны утверждать план-график нового формата и план закупок. Особенности планирования закупок в рамках гособоронзаказа устанавливаются соответствующим Законом.

Планы закупок формируются на срок действия закона о бюджете соответствующего уровня, планы-графики утверждаются на один финансовый год (ст. ст. 17 и 21).

План закупки и план-график должны содержать идентификационный код закупки (с 1 января 2015 г.), наименование объектов, а также объем закупки, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, обоснование закупки. Кроме того, в план закупки необходимо включить цель закупки, объем ее финансового обеспечения, информацию о технической и (или) технологической сложности, об инновационном, о высокотехнологичном или специализированном характере закупки, об обязательном общественном обсуждении закупки (п. 2 ст. 17). В плане-графике также необходимо отразить начальную (максимальную) цену контракта (Н(М)Цк), цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Кроме того, в данном документе должны быть указаны размер аванса и, если предусмотрены, этапы оплаты, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, и их обоснование (при их наличии), способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа, дата начала закупки. План-график должен также содержать информацию о размере обеспечения заявки и об обеспечении исполнения контракта, о банковском сопровождении контракта, применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения данного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Перечисленные сведения должны быть указаны в отношении каждой закупки (п. 3 ст. 21).

При размещении плана-графика на 2014 - 2015 гг. следует руководствоваться действующим до 2014 г. Законом N 94-ФЗ.

При формировании плана закупок и плана-графика заказчик с 1 января 2015 г. будет обязан обосновывать закупки (ст. 18). Данное требование внесено для проверки соответствия закупки целям ее осуществления. Цели закупки указаны в ст. 13 Закона о КС. Это обеспечение федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно:

1) достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ, госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами;

2) исполнение международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;

3) выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Под обоснованием закупки подразумевается обоснование объекта закупки, Н(М)Цк, цены контракта у единственного поставщика, способа определения поставщика, в том числе дополнительных требований к участникам закупки.

Объект закупки обосновывается при формировании плана закупок исходя из:

  • необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки;

  • установленных требований к закупаемым товарам, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Требования к закупаемым заказчиком товарам, работам установлены в ст. 19 Закона о КС. Это требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. Мониторинг закупок - постоянный сбор, обобщение, систематизация и оценка информации об осуществлении закупок.

Мониторинг закупок происходит с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона о КС. Положение о мониторинге вступает в силу 01.01.2016.

Аудит в сфере закупок проводят Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита в сфере закупок проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по контрактам (ст. 98).

Контроль в сфере закупок имеют право проводить следующие органы (в пределах их полномочий):

1) федеральный орган исполнительной власти, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.

По результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (п. 5 ст. 18).