Объяснительная записка и акт о проведении служебного расследования

Статья: Служебное расследование (Орлова О.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2015, N 2) {КонсультантПлюс}

В зависимости от того, известен ли потенциальный виновник происшествия, первоначальные действия разнятся. Если виновное лицо известно, с него запрашивается объяснительная записка (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). Если же виновника только предстоит выявить, служебное расследование лучше всего замаскировать под обычную проверку. Проведение СР будет облегчено, если в автономном учреждении практикуются внезапные ревизии - в этом случае внеплановые контрольные мероприятия не покажутся трудовому коллективу чем-то экстраординарным и, соответственно, не вызовут кривотолков. Объяснения следует начинать собирать с тех лиц, которые вряд ли причастны к нарушению, постепенно суживая круг подозреваемых. Подобная практика даст возможность не бросать тень на невиновных и не вызовет подозрений у тех, кто замешан в нарушениях.

Объяснительная записка составляется на основании уведомления, оформляемого секретарем комиссии. В уведомлении описывается происшествие, приводится список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться. У работодателя есть право опросить сотрудников, а у них - право отказаться от дачи пояснений. Если работник отказывается или уклоняется от представления письменного объяснения, в соответствии с ч. 1 ст. 193 и ч. 2 ст. 247 ТК РФ этот факт фиксируется в акте об отказе дать объяснения, который составляется секретарем комиссии, а подписывается (для исключения конфликта интересов) лицами, не проводящими расследование. Работник должен поставить свою подпись в подтверждение ознакомления с этим актом, а если он отказывается расписываться и в нем, этот факт также фиксируется подписями независимых лиц.

Согласно ст. 193 ТК РФ у работника есть два дня на дачу пояснений. Объяснительная составляется в произвольной форме от руки на имя руководителя, указывается дата и ставится подпись. Если работник признает свою вину, он имеет право в объяснительной записке указать наличие смягчающих обстоятельств.

Кроме объяснительной записки комиссия собирает иные документы, способные пролить свет на обстоятельства происшествия: докладные и служебные записки очевидцев инцидента, протоколы опросов свидетелей, акты инвентаризации, заключения аудиторов и независимых экспертов, акты замеров показаний контрольно-измерительного оборудования.

Для простых дисциплинарных проступков (например, ухода с рабочего места, опоздания) обычно хватает объяснительной записки. Если же речь идет о серьезных нарушениях (воровстве, хищении, подкупе), необходимо провести полноценное расследование, которое заключается в сборе улик. По способу получения их можно разделить на следующие группы:

  • улики, полученные в результате свидетельских показаний (опросов);
  • документальные улики, для получения которых применяют аудиторские проверки, экспертизы документов, инвентаризации имущества;
  • улики, полученные в результате слежки.

По окончании СР комиссия составляет итоговый документ - акт о проведении СР, состоящий из трех частей:

  1. вводной (факт и дата нарушения, состав комиссии, время проведения СР);
  2. описательной (доказательства СР и обстоятельства нарушения);
  3. резолютивной (кто и в чем виновен, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств).

Акт подписывается всеми членами комиссии, заверяется подписью руководителя АУ и печатью АУ. На основании ч. 3 ст. 247 ТК РФ работник вправе ознакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с ее результатами. Если он отказывается подтвердить своей подписью факт ознакомления с актом, это надо засвидетельствовать подписями независимых лиц.

Итак, все материалы СР подлежат описи и сшиву в единое дело, которое хранится в архивах автономного учреждения. Для упрощения документооборота рекомендуется завести журнал учета СР.