Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья: Что, зачем и почем: обоснование и нормирование закупок (Королева Я.Ю.) ("Руководитель бюджетной организации", 2014, N 2) {КонсультантПлюс}

Понятие "нормирование закупок" вводится ст. 19 Закона N 44-ФЗ. Эта новация связана с серией громких скандалов, разразившихся после выявления госзакупок, объектом которых были предметы роскоши или товары с избыточными потребительскими свойствами (например, автомобили премиум-класса или мебель ручной работы).

Нормирование - это установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (ТРУ), в том числе их предельной цены. Понятие "нормирование" также включает установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Часть 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ конкретизирует особенности установления требований. Данные требования могут касаться количества, качества, потребительских свойств и иных характеристик ТРУ. Главный критерий - закупаемые товары, работы, услуги должны в полной мере обеспечивать государственные и муниципальные нужды, однако они не должны иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши.

Закон N 44-ФЗ не определяет понятия "избыточные потребительские свойства" и "предметы роскоши". Не раскрываются данные понятия и в других законодательных актах РФ. Поэтому можно сказать, что они являются субъективными.

Рассмотрим ситуацию, когда учреждение, расположенное в сельской местности, закупает автомобиль для поездок сотрудников в город. Если приобретается экономичный внедорожник среднего класса, то закупка не будет обладать избыточными потребительскими свойствами: транспорт нужен для функционирования учреждения. Если же документация о закупке содержит требования, предъявляемые к автомобилям премиум-класса, то закупка будет признана предметом роскоши или обладающей избыточными потребительскими свойствами, поскольку немалая стоимость бренда, входящая в стоимость закупки, не влияет на функционирование учреждения. С другой стороны, если учреждение закупает автомобиль премиальных брендов для представительских целей (например, чтобы встречать важных зарубежных гостей, чьи решения являются ключевыми для деятельности учреждения) и приобретение выгоднее, чем аренда (требуется обоснование), то закупка будет признана целесообразной, поскольку стоимость бренда является составляющей имиджа учреждения, а имидж в данном случае необходим для повышения результативности деятельности бюджетного учреждения.

Закон N 44-ФЗ не содержит и разъяснения понятия "государственные и муниципальные нужды". Более того, определения государственных и муниципальных нужд нет и в действующем законодательстве РФ. Понятия "государственные нужды", "муниципальные нужды" и "нужды бюджетных учреждений" содержала ст. 3 Закона N 94-ФЗ, однако данный Закон с 01.01.2014 утратил силу.

Под государственными нуждами в Законе N 94-ФЗ понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, госзаказчиков в ТРУ, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, госзаказчиков, для исполнения международных обязательств РФ, либо потребности субъектов РФ, госзаказчиков в ТРУ, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, госзаказчиков. Под нуждами бюджетных учреждений понимались обеспечиваемые бюджетными учреждениями потребности в ТРУ соответствующих бюджетных учреждений.

Статья 20 Закона N 44-ФЗ с 01.01.2016 вводит обязательное общественное обсуждение закупок. Если в ходе обсуждения будет установлено, что закупка имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши, то она может быть отменена.

Для того чтобы положение о нормировании закупок заработало, Правительство РФ должно установить и разместить в единой информационной системе общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Такие правила будут включать общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, а также общие требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющее закупки, тоже относится к категории заказчиков. На основании этого нормативные затраты на обеспечение функций бюджетного учреждения могут быть регламентированы требованиями нормирования.

После установления и принятия общих правил нормирования будут приняты правила нормирования в сфере закупок ТРУ для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Их устанавливают соответственно Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации. Эти правила должны соответствовать общим правилам нормирования.

На основании правил нормирования в сфере закупок для обеспечения федеральных и муниципальных нужд, нужд субъектов РФ государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами должны утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов. Требования должны включать, в частности, предельные цены ТРУ.