Органы, осуществляющие контроль

"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2014" (под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) ("БиТуБи", 2014) {КонсультантПлюс}

В силу ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе ведение контроля в сфере размещения заказов возложено на следующие органы:

1. ФАС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ФАС уполномочена на ведение контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

2. Рособоронзаказ. Согласно Постановлению Правительства РФ N 728 Рособоронзаказ осуществляет функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, и закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований). К полномочиям указанных органов будут относиться (за исключением Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований)):

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе названные органы осуществляют контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;

  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе, при планировании закупок;

  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4. Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок. Указанные органы осуществляют:

  • плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по ведению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

  • внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по ведению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

5. Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при проведении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих согласно Закону о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

6. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Начиная с 01.01.2016 указанные органы будут осуществлять контроль:

а) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

б) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для проведения данных закупок, содержащейся:

  • в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок;

  • в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках;

  • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;

  • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - информации, содержащейся в условиях контрактов.

7. Ведомственный контроль в сфере закупок. В силу ст. 100 Закона о контрактной системе государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.