Виды рекламных расходов

Статья: Расходы на рекламу: по норме или по факту? (Юрьева Ю.В.) ("Финансовый справочник бюджетной организации", 2013, N 12) {КонсультантПлюс}

При определении налоговой базы по налогу на прибыль учреждения могут учесть только те доходы и расходы, которые образуются в рамках приносящей доход деятельности. Такой вывод следует из пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ.

В силу пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

О том, какие именно затраты можно считать рекламными, сказано в п. 4 ст. 264 НК РФ. К ним относятся расходы на:

  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и Интернет;
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов. Сюда же относятся затраты на изготовление буклетов и листовок (Письмо Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544).

Ненормируемые расходы

Реклама в СМИ и Интернете. Возможность полностью учесть затраты на рекламу в СМИ и Интернете в составе расходов прямо предусмотрена п. 4 ст. 264 НК РФ. Проблемы могут возникнуть при квалификации той или иной информации (например, интервью в прессе или выступление представителя учреждения на радио или телевидении) в качестве рекламы.

Материалы, которые могут быть расценены как реклама (в т.ч. скрытая), целесообразно сопровождать пометкой "на правах рекламы" или просто "реклама". В этом случае проблем с проверяющими возникнуть не должно (Письма Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94, от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66).

Впрочем, если и так очевидно, что информация является рекламой (например, когда у контрагентов учреждения берутся интервью, в которых они рассказывают, насколько хороши оказываемые им услуги), признать расходы можно и без всяких пометок (Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/2). Об этом свидетельствует и судебная практика (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2 по делу N А40-52908/07-115-325, ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2008 по делу N А05-4612/2007).

Световая и наружная реклама. Расходы на световую и иную наружную рекламу тоже не нормируются. В ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе приведен примерный перечень объектов, с использованием которых может быть размещена наружная реклама. К ним относятся:

  • щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки;
  • электронные табло;
  • оборудование, предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности;
  • воздушные шары, аэростаты;
  • иные технические средства стабильного территориального размещения, которые располагаются на внешних стенах, крышах и иных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
  • остановки общественного транспорта.

Рекламная конструкция может использоваться исключительно в целях распространения рекламы, в т.ч. социальной (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе).

Из приведенного перечня видно, что реклама, размещенная внутри каких-либо помещений, наружной быть не может. Чиновники подтверждают правильность такой логики (Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588).

Реклама на транспортных средствах тоже не является наружной (Письма Минфина России от 30.12.2005 N 03-03-04/2/148, УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 20-12/43630, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2011 по делу N А44-6339/2009). Это самостоятельный способ распространения рекламы (ст. 20 Закона о рекламе).

Если стоимость рекламной конструкции превысила 40 000 руб., а срок ее полезного использования более года, расходы придется учитывать через механизм начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). На этом настаивают специалисты Минфина России (Письмо от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821).

Однако с чиновниками можно поспорить. Порядок списания расходов, на наш взгляд, зависит от конкретного объекта, на котором размещена реклама. Например, рекламный плакат или перетяжку едва ли следует считать основным средством. Они представляют собой носитель рекламной информации, срок использования которой зависит не от материала и конструкции этого носителя, а от стабильности потребительского спроса (Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК по делу N А50-16442/04). Расходы в этом случае можно учесть единовременно.

В том случае, когда рекламная конструкция получена (приобретена) за счет средств, выделенных из бюджета, начислять амортизацию не нужно (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ). Причем даже в том случае, когда она используется исключительно в приносящей доход деятельности (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442).

Почтовая рассылка. Все более популярным видом рекламы становится рассылка. Главная проблема здесь - соблюдение такого признака рекламы, как неопределенность круга лиц. Под неопределенным понимается круг лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Следовательно, в рекламе не может быть указания о лице (лицах), для которых она предназначена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).

Применительно к рассылке это означает, что если организация шлет рекламные материалы (буклеты, листовки и т.п.) на конкретные адреса с указанием фамилии, имени, отчества получателя, то затраты на изготовление рекламной продукции не включаются в состав расходов на рекламу. Однако отсюда вовсе не следует, что их нельзя учесть при налогообложении прибыли. Такие затраты будут включаться в состав других расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 15.07.2013 N 03-03-06/1/27564, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/392).

А вот рассылка без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресована информация, признается рекламой. В этом случае затраты на изготовление рекламных материалов полностью учитываются в составе рекламных расходов (Письмо Минфина России от 04.07.2013 N 03-03-06/1/25596). Нормировать их не нужно.

Нормируемые расходы

Большое количество вопросов вызывает возможность учета затрат на ту или иную рекламу в полном объеме, не нормируя их. Анализ разъяснений чиновников позволяет определить круг рекламы, расходы на которую подлежат нормированию. Итак, к нормируемым относятся расходы на:

  • размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро (Письмо Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588);
  • проведение рекламных пресс-конференций (Письмо Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678, Письмо УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 N 16-15/112952@);
  • изготовление маек с символикой, раздачу прохожим флаеров, проведение массовых уличных шоу (Письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/83);
  • размещение рекламы на транспортных средствах (Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334).

Приведенный перечень не является исчерпывающим.