Отчет о результатах деятельности и об использовании имущества

Статья: Составляем и публикуем отчет о результатах деятельности (Зайцева Г.) ("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5) {КонсультантПлюс}

Автономные учреждения наряду с государственными и муниципальными учреждениями других типов обязаны обеспечивать открытость и доступность сведений, содержащихся в их основных регламентирующих документах. В это число входит отчет о результатах деятельности АУ и об использовании имущества. Что представляет собой данный документ? Где и в какие сроки необходимо его публиковать? Эти и другие вопросы рассмотрим в настоящей статье.

Раскрытие информации об учреждении не только обеспечивает доступ к ней широкого круга лиц (в том числе получателей услуг), но и, как следует из положений ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, является одним из элементов последующего контроля со стороны учредителя и других официальных органов. До проведения реформы бюджетной сети необходимость обнародовать такие сведения была отличительной особенностью автономных учреждений, однако впоследствии требования законодательства распространились на бюджетные и казенные учреждения.

Перечень документов, которые должны быть размещены в открытом доступе, определен ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ и ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ. В этом перечне назван и отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Структура отчета

Обязанность автономного учреждения ежегодно публиковать указанные отчеты была установлена еще первоначальной редакцией Федерального закона N 174-ФЗ (ч. 10 ст. 2), а форма таких отчетов определялась учредителями АУ (п. 1 Правил <4>, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684, далее - Правила N 684). Впоследствии Требования к формированию отчетов о результатах деятельности были существенно дополнены - они были утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н (далее - Требования N 114н) и вступили в силу 1 января 2012 г. Однако АУ должны формировать такие отчеты, по-прежнему учитывая положения Правил N 684, иными словами, руководствоваться обоими нормативными актами.

Порядок составления отчета и его форму, как и раньше, устанавливают учредители АУ (п. 2 Требований N 114н). Они же вправе предусмотреть иной отчетный период (месяц, квартал, полугодие).

Порядок и сроки утверждения отчета

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ и п. 10 Требований N 114н руководитель АУ должен представить проект отчета о результатах деятельности учреждения на рассмотрение наблюдательному совету, а тот в свою очередь должен утвердить документ (либо вернуть на доработку). Копия отчета направляется учредителю АУ (ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).

Отчет обособленного подразделения утверждает его руководитель, после чего представляет документ учреждению, создавшему данный филиал. Головное учреждение должно рассмотреть этот отчет в течение десяти рабочих дней, следующих за днем его поступления, и согласовать либо возвратить его на доработку с указанием причин, послуживших основанием для возврата (п. 10 Требований N 114н).

Более четких указаний относительно процедур и сроков утверждения отчета о результатах деятельности Требования N 114н не содержат. Однако такие указания может дать учредитель АУ в соответствующем нормативном акте. Например, Управление делами Президента РФ Приказом N 66 подробно регламентирует Порядок составления и утверждения отчета АУ. Руководитель учреждения не позднее 15 марта года, следующего заотчетным, представляет проект отчета наблюдательному совету, который должен рассмотреть документ в десятидневный срок. Если в нем будут выявлены недостатки, наблюдательный совет вправе возвратить проект на доработку, однако срок такой доработки не может превышать двух недель. Копия утвержденного отчета в течение трех дней с даты его утверждения представляется учредителю.